Влияние интервальной нормобарической гипокситерапии на качество жизни подростков с артериальной гипертензией
УДК 616.12-008.331.1:616-008.9-052
Г.А. ИГНАТЕНКО, А.В. ДУБОВАЯ, Ю.В. НАУМЕНКО, Ю.В. КАМЕНЕВА, М.В. ТУМАНОВА
Донецкий государственный медицинский университет им. М. Горького МЗ РФ, г. Донецк
Контактная информация:
Дубовая Анна Валериевна — д.м.н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии № 3
Адрес: 283003, пр. Ильича, 16, тел.: +7-949-398-97-85, e-mail: dubovaya_anna@mail.ru
Цель работы — оценка качества жизни (КЖ) подростков с артериальной гипертензией (АГ) и их здоровых сверстников по международному валидизированному опроснику Pediatric Quality of Life Inventory 4.0 (PedsQL 4.0).
Материал и методы. Проведена оценка КЖ 44 подростков (21 пациент в подгруппе 1, 23 человека — в подгруппе 2) с эссенциальной лабильной артериальной гипертензией до начала лечения и 45 здоровых сверстников с использованием опросника PedsQL 4.0. Пациенты подгруппы 1 получали немедикаментозные методы коррекции АГ наряду с 10-дневным курсом интервальной нормобарической гипокситерапии (ИНГТ). Подростки из подгруппы 2 получали только немедикаментозную коррекцию АГ. Спустя полгода реабилитации повторно проведена оценка КЖ исследуемых.
Результаты. До начала реабилитации у подростков обеих подгрупп выявлено статистически значимое снижение физического, психоэмоционального и общего компонентов КЖ (p < 0,0001), в сравнении с контрольной группой. После немедикаментозного лечения и 10-дневного курса ИНГТ у подгруппы 1 выявлены более высокие статистически значимые (р < 0,0001), чем у пациентов из подгруппы 2 (только немедикаментозное лечение, без курса ИНГТ), показатели уровней КЖ.
Выводы. У пациентов основной группы, получавшей курс ИНГТ, отмечено статистически значимое повышение всех исследуемых компонентов КЖ, что свидетельствует о положительном влиянии и безопасности гипокситерапии в комплексе с другими проводимыми методами немедикаментозной коррекции АГ.
Ключевые слова: качество жизни, интервальная нормобарическая гипокситерапия, подростки.
G.A. IGNATENKO, A.V. DUBOVAYA, YU.V. NAUMENKO, YU.V. KAMENEVA, M.V. TUMANOVA
- Gorky Donetsk State Medical University, Donetsk
Effect of interval normobaric hypoxytherapy on the quality of life of adolescents with hypertension
Contact details:
Dubovaya A.V. — MD (medicine), Professor, Head of the Department of Pediatrics No. 3
Address: 16 prospekt Ilyicha, Donetsk, Russian Federation, 283003, tel.: +79493989785, e-mail: dubovaya_anna@mail.ru
The purpose is to assess the quality of life (QоL) of adolescents with arterial hypertension (AH) and their healthy peers according to the international validated questionnaire Pediatric Quality of Life Inventory 4.0 (PedsQL 4.0).
Material and methods. QоL was assessed in 44 adolescents (21 patients in subgroup 1 and 23 in subgroup 2) with essential labile arterial hypertension before treatment and 45 healthy peers using the PedsQL 4.0 questionnaire. Patients in subgroup 1 received non-drug methods of hypertension correction along with a 10-day course of interval normobaric hypoxytherapy (INGT). Adolescents from subgroup 2 received only non-drug correction of hypertension. After six months of rehabilitation, the QоL of the subjects was re-evaluated.
Results. Before rehabilitation, adolescents of both subgroups showed a statistically significant decrease in the physical, psycho-emotional and general components of QоL (p < 0.0001) in comparison with the control group. After non-drug treatment and a 10-day course of INGT, subgroup 1 showed higher statistically significant (p < 0.0001) indicators of QоL levels than in patients from subgroup 2 (only non-drug treatment, without a course of INGT).
Conclusions. Patients of the main group who received a course of INGT showed a statistically significant increase in all the studied components of QоL, which indicates the positive effect and safety of hypoxytherapy in combination with other methods of non-drug correction of hypertension.
Key words: quality of life, interval normobaric hypoxytherapy, adolescents.
Учитывая рост распространенности повышенного артериального давления среди детей и подростков во всем мире, изучение методов немедикаментозной коррекции артериальной гипертензии (АГ), к которым относится интервальная нормобарическая гипокситерапия (ИНГТ), является первостепенным, своевременным и актуальным. В структуре сердечно-сосудистой заболеваемости (ССЗ) лиц подросткового возраста лидирующую позицию занимает именно АГ, распространенность которой, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), достигает 18–20% [1]. Несмотря на многочисленные достижения современной кардиологии, в настоящее время не удается достичь снижения уровней заболеваемости, инвалидизации и смертности от ССЗ [2]. Раннее выявление АГ, рациональное использование немедикаментозных и медикаментозных методов лечения, коррекция факторов риска, профилактика и реабилитация подростков играют важную роль в решении главной проблемы здравоохранения — улучшения качества жизни (КЖ) лиц юношеского возраста.
Основной целью лечения АГ у подростков является устойчивое снижение артериального давления (АД) с целью предупреждения ранних и поздних кардиоваскулярных осложнений, обеспечения лучшего КЖ пациента, а также профилактики гипертонических кризов и поражения органов-мишеней или обратного развития уже имеющихся изменений [3]. Параллельной задачей, решаемой в ходе лечения АГ, является коррекция других кардиоваскулярных факторов риска (ожирения, дислипидемии, курения, гиподинамии) и сопутствующих состояний (метаболического синдрома (МС) и сахарного диабета (СД)), способствующих поддержанию повышенного АД [4].
Так как АГ у подростков носит преимущественно лабильный характер, изменения органов-мишеней обратимы, а симпатоадреналовая система играет важную роль в ее развитии, основным принципом ведения пациентов является максимальное использование немедикаментозных методов лечения [5]. При наличии повышенного давления у подростка медикаментозная терапия не рекомендуется. При наличии гипертензии 1-й степени и отсутствии дополнительных факторов риска рекомендуется преимущественное использование немедикаментозных методов коррекции, и лишь при их неэффективности в течение 6–12 месяцев назначается фармакологическая терапия.
При выявлении у подростка стабильной АГ 1-й степени и трех или более факторов риска ССЗ (гиподинамии, ожирения, дислипидемии, курения), признаков поражения органов-мишеней, АГ 2-й степени немедикаментозные методы лечения назначаются совместно с медикаментозной терапией [6].
Резкий рост распространенности АГ во всем мире связан с прогрессирующим увеличением числа подростков с избыточной массой тела и ожирением. Индекс массы тела является важным фактором, который определяет значение уровня АД [7]. Изменение образа жизни подростка (диетотерапия, физические упражнения, снижение уровня стресса) приводит как к снижению массы тела, так и к обратному развитию кардиометаболических нарушений (инсулинорезистентность, дислипидемия), снижению уровня АД [8].
В связи с отрицательной динамикой инвалидизации и смертности от ССЗ, расширяется интерес к альтернативным лечебным и профилактическим подходам, одним из которых является интервальная нормобарическая гипокситерапия (ИНГТ). За несколько десятилетий был накоплен обширный объем информации, который доказывает ряд положительных эффектов ИНГТ, уменьшающих выраженность клинических проявлений ССЗ и улучшающих прогноз ССЗ [9].
Изменения сердечно-сосудистой системы при гипоксии обусловлены активацией симпатической нервной системы и включают увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышение сердечного выброса, усиление эндотелий-зависимой и опосредованной оксидом азота (NO) периферической вазодилатации, улучшение функции эндотелия, уменьшение вязкости крови, снижение АД, увеличение сродства гемоглобина к кислороду [10].
Цель исследования — оценка качества жизни подростков с эссенциальной лабильной АГ и их здоровых сверстников; сравнение физического, психоэмоционального и общего компонента КЖ основной и контрольной групп обследуемых.
Материалы и методы
Под нашим наблюдением находилось 89 подростков (36 мальчиков и 53 девочки) в возрасте от 12 до 17 лет с впервые выявленным диагнозом «Эссенциальная лабильная артериальная гипертензия». Средний возраст подростков составил 14 ± 0,37 лет.
У подростков, находившихся под нашим наблюдением, был исключен вторичный генез артериальной гипертензии, а также поражение органов-мишеней по совокупности клинико-лабораторных данных. Пациентам с диагнозом «Эссенциальная (первичная) лабильная АГ» не проводилась антигипертензивная терапия, применялись только методы немедикаментозной коррекции.
В основную группу исследования вошли 44 подростка (20 мальчиков и 24 девочки), в контрольную группу вошли 45 здоровых сверстников. Основная группа была разделена на 2 подгруппы: подгруппа 1 (n = 21) и подгруппа 2 (n = 23). Подгруппа 1 получала курс 10-дневной интервальной нормобарической гипокситерапии наряду с другим немедикаментозным комплексом лечения: модификация образа жизни (рациональный режим дня с достаточным ночным сном (8–10 ч) и обязательным дневным отдыхом, ограничение работы за компьютером, ежедневные прогулки на свежем воздухе), диетотерапия, ограничение употребления поваренной соли до 6 г в сутки, как минимум получасовые динамические (аэробные) нагрузки умеренной интенсивности 3–5 раз в неделю. Всем пациентам с эссенциальной лабильной АГ было проведено психологическое консультирование, даны рекомендации по снижению уровня стресса. Подросткам с избыточной массой тела была обеспечена консультация эндокринолога, подобран комплекс мер по ее снижению. Подгруппа 2 (n = 23) получала только немедикаментозную терапию АГ, без проведения курса ИНГТ.
До начала лечения подростков с АГ и после его завершения проведена оценка КЖ с использованием русскоязычной версии международного общего опросника PedsQL™ 4.0 Generic Core для детей 8–12 и 13–18 лет.
Статистическая обработка материалов проведена с использованием методов параметрического и непараметрического анализа. Поскольку проверка выборки на нормальность распределения с помощью критерия Шапиро — Уилка показала, что распределение признаков отличалось от нормального, для дальнейшей работы с полученными данными использовали непараметрические методы. Количественные данные описаны в виде значений средних арифметических величин (M) и стандартных отклонений (SD), а также медианы (Me) и нижнего и верхнего квартилей [Q1; Q3]. Анализ результатов исследования выполнен с помощью пакета программного обеспечения Microsoft Excel из комплекса программного обеспечения пакета Microsoft Office и программного пакета для статистического анализа STATISTICA.
Согласно опроснику, проводилось изучение физического, эмоционального, социального и ролевого функционирования. Опросник состоял из 23 вопросов, которые были объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (8 вопросов), эмоциональное функционирование (5 вопросов), социальное функционирование (5 вопросов), ролевое-школьное функционирование (5 вопросов). Общее количество баллов (б.) для всех модулей рассчитывалось по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.
Родители (официальные представители) пациентов получили полную информацию о характере исследования и дали информированное добровольное согласие на участие в исследовании. Им были предоставлены исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы.
Результаты
Качество жизни подростков с АГ подгруппы 1 до начала лечения, согласно опросу пациентов, было ниже по всем изучаемым параметрам, чем контрольной: физический компонент составил 68,2 (8,2) б., психосоциальный компонент — 68,3 (9,8) б, общий уровень КЖ — 68,2 (8,3) б. Качество жизни пациентов подгруппы 2 до начала лечения также было статистически ниже, чем контрольной: физический компонент — 72,2 (10,4) б., психосоциальный компонент — 71,5 (8,5) б., общий балл — 72,1 (8,0) б. Дети из группы контроля, в отличие от пациентов с АГ, имели статистически значимо (р < 0,0001) более высокие показатели КЖ: физический компонент составил 83,1 (3,9) б., психосоциальный компонент — 76,5 (3,5) б., общий уровень — 78,8 (2,7) б. (табл. 1).
Таблица 1. Динамика показателей качества жизни детей с АГ по оценке самих пациентов (М (SD), медиана, нижний и верхний квартиль).
Table 1. Dynamics of quality of life indicators in children with AH as assessed by the patients (M (SD), median, lower and upper quartile)
После немедикаментозного лечения и 10-дневного курса ИНГТ у подгруппы 1 выявлены более высокие статистически значимые (р < 0,0001), чем у пациентов из подгруппы 2 (только немедикаментозное лечение, без курса ИНГТ), показатели физического компонента (83,2 (3,6) б. и 72,4 (5,1) б. соответственно), психосоциального компонента (75,9 (3,4) б. и 72,5 (2,9) б.) и общего уровня КЖ (78,4 (2,3) б. и 72,4 (2,7) б.) (рис. 2).
После немедикаментозного лечения и 10-дневного курса ИНГТ физический компонент качества жизни подростков вырос на 21,9% и достиг уровня контрольной группы (83,2 (3,6) б. и 83,1 (3,9) б.). Общий психосоциальный компонент подгруппы 1 вырос на 11,1%, в основном за счет показателя качества жизни по шкале «Ролевое-школьное функционирование» (на 16,9%). Общий балл КЖ подгруппы 1 вырос на 14,9%.
Все подростки после проведения 10 сеансов ИНГТ отмечали нормализацию эмоционального фона в виде снижения уровня тревожности, улучшения сна, настроения, увеличения двигательной активности, улучшения школьной успеваемости. Неприятных ощущений при применении интервальной нормобарической гипокситерапии не выявлено.
Выводы
- У пациентов с эссенциальной лабильной артериальной гипертензией отмечается снижение уровня КЖ, в том числе его физического, психосоциального и общего компонентов, в сравнении со здоровыми сверстниками.
- Показана эффективность применения интервальной нормобарической гипокситерапии у подростков с эссенциальной лабильной артериальной гипертензией: нормализация эмоционального фона и увеличение двигательной активности после проведения 10 сеансов интервальной нормобарической гипокситерапии.
- У пациентов основной группы, получавшей курс ИНГТ, отмечено статистически значимое повышение всех исследуемых компонентов КЖ (физического, психосоциального, общего уровня), что свидетельствует о положительном влиянии гипокситерапии в комплексе с другими проводимыми методами немедикаментозной коррекции АГ.
Игнатенко Г.А.
https://orcid.org/0000-0003-3611-1186
Дубовая А.В.
https://orcid.org/0000-0002-7999-8656
Науменко Ю.В.
https://orcid.org/0000-0002-6829-0371
Каменева Ю.В.
https://orcid.org/0009-0004-1729-3222
Литература
- Александров А.А., Кисляк О.А., Леонтьева И.В. Клинические рекомендации. — 2020. — Т. 17, № 2. — С. 7–35.
- Бекезин В.В. Артериальная гипертензия у детей и подростков (лекция) // Смоленский медицинский альманах. — 2016. — № 3. — С. 192–209.
- Flynn J.T., Kaelber D.C., Baker-Smith C.M. Clinical practice guideline for screening and management of high blood pressure in children and adolescents // Pediatrics. — 2017. — Vol. 14. DOI: 10.1542/peds.2017-1904
- Рекомендации ESC по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике // Российский кардиологический журнал. — 2022. — № 27 (7). — С. 5155.
- Агапитов Л.И., Черепнин И.В. Диагностика и лечение артериальной гипертензии у детей и подростков в свете новых клинических рекомендаций Американской академии педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2019. — № 64 (4). — С.114–127.
- Каладзе Н.Н., Ревенко Н.А., Кулик Е.И. Физиотерапия артериальной гипертензии у детей // Вестник физиотерапии и курортологии. — 2015. — № 23 (3). — С. 74–81.
- Адамян Н.Ю., Карапетян М.А. Гипокситерапия — лечение кислородной недостаточностью // Հայաստանի բժշկագիտություն. — 2018. — Т. 58, № 3. — С. 42–49.
REFERENCES
- Aleksandrov A.A., Kislyak O.A., Leont’eva I.V. Clinical guidelines, 2020, vol. 17, no. 2, pp. 7–35 (in Russ.).
- Bekezin V.V. Arterial hypertension in children and adolescents (lecture). Smolenskiy meditsinskiy al’manakh, 2016, no. 3, pp. 192–209 (in Russ.).
- Flynn J.T., Kaelber D.C., Baker-Smith C.M. Clinical practice guideline for screening and management of high blood pressure in children and adolescents. Pediatrics, 2017, vol. 14. DOI: 10.1542/peds.2017-1904
- ESC recommendations for the prevention of cardiovascular diseases in clinical practice. Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal, 2022, no. 27 (7), p. 5155.
- Agapitov L.I., Cherepnin I.V. Diagnostics and treatment of arterial hypertension in children and adolescents in light of new clinical guidelines of the American Academy of Pediatrics. Rossiyskiy vestnik perinatologii i pediatrii, 2019, no. 64 (4), pp. 114–127 (in Russ.).
- Kaladze N.N., Revenko N.A., Kulik E.I. Physiotherapy of arterial hypertension in children. Vestnik fizioterapii i kurortologii, 2015, no. 23 (3), pp. 74–81 (in Russ.).
- Adamyan N.Yu., Karapetyan M.A. Hypoxic therapy — treatment of oxygen deficiency. Հայաստանի բժշկագիտություն, 2018, vol. 58, no. 3, pp. 42–49 (in Russ.).