Состояние зрения детей начальной школы
УДК
А.Д. ЧУПРОВ, А.Е. ВОРОНИНА, Э.А. ПЕТРОСЯН
Оренбургский филиал НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова» МЗ РФ, 460047, Оренбург, ул. Салмышская, д. 17
Чупров Александр Дмитриевич — доктор медицинских наук, профессор, директор, тел. (3532) 36-44-59, e-mail: ofmntkmg@esoo.ru
Воронина Александра Евгеньевна — кандидат медицинских наук, заведующая научно-образовательным отделом, тел. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru
Петросян Эмилия Аветиковна — научный сотрудник, тел. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru
Плохое зрение ограничивает физические возможности ребенка, снижает качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность.
Цель: оценить состояние зрения школьников и факторы, на него влияющие. Материал и методы. На 1 этапе выполнялся опрос родителей школьников: анкета о наличии симптомов синдрома сухого глаза у детей, которая так же включала в себя вопросы о зрительной нагрузке. На 2 этапе проводился опрос школьников по той же анкете и диагностическое обследование.
Результаты и обсуждения. По результатам обследования все школьники были разделены на 3 группы: 1 группа – имеющие очки или линзы; 2 группа – не имеющие ни очков, ни линз, но с некорригируемой остротой зрения (НКОЗ)<0.8; 3 группа – не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ>0,8. Зрительная нагрузка у школьников 2,3,4 классов увеличивается по мере взросления детей, при этом родители во всех возрастных группах не осведомлены в полной мере сколько времени их дети проводят за телефоном, компьютером, телевизором. Школьники 2 и 3 классов увеличивают зрительную нагрузку преимущественно за счёт телевизоров и телефонов, а школьники 4 классов только за счёт телефонов. Симптомы синдрома сухого глаза (ССГ) более выражены у детей с большей зрительной нагрузкой.
Заключение. Число детей, не имеющих ни очков, ни линз и имеющих НКОЗ>0,8 уменьшается от 2 класса к 4 классу, тогда как число детей с НКОЗ<0,8 в 2 раза увеличивается. Причиной ношения очков у большинства детей явилась миопия.
Ключевые слова: рефракция, школьники, зрение, миопия, гиперметропия, астигматизм.
(Для цитирования: Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. Состояние зрения детей начальной школы. Практическая медицина. 2018)
A.D. CHUPROV, A.E. VORONINA, E.A. PETROSYAN
Orenburg branch of S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, 17 Salmyshskaya Str., Orenburg, Russian Federation, 460047
State of vision in primary school children
Chuprov A.D. ― D. Sc. (medicine), Professor, Director, tel. (3532) 36-44-59, e-mail: ofmntkmg@esoo.ru
Voronina A.E. ― PhD (medicine), Head of Research and Academic Department, tel. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru
Petrosyan E.A. ― Researcher, tel. (3532) 65-06-82, e-mail: nauka@ofmntk.ru
Poor vision limits the physical capabilities of a child, reduces the quality of life. Children suffer from the need to wear glasses, their communication with their age-mates is hampered, progress is reduced, school anxiety increases. Objective: to assess the state of vision in schoolchildren and the factors affecting it. Material and methods. At the first stage, a survey of schoolchildren’s parents was carried out: a questionnaire on the presence of symptoms of dry eye syndrome in children, which also included questions about the visual load. At the 2nd stage, a survey of schoolchildren on the same questionnaire and a diagnostic examination was conducted. Results and discussion. According to the results of the survey, all schoolchildren were divided into 3 groups: group 1 — with glasses or lenses; group 2 — without glasses or lenses, but with uncorrected visual acuity (UVA) < 0.8; group 3 — without glasses or lenses, but with UVA > 0.8. The visual load of the 2, 3, 4 grade schoolchildren increases with the growth of children, while parents in all age groups are not fully aware of how much time their children spend with a phone, computer, or TV. The increase of 2 and 3 grades schoolchildren’s visual load is mainly due to TVs and telephones, and schoolchildren of 4 grade only to telephones. Symptoms of dry eye syndrome (DES) are more pronounced in children with greater visual load. Conclusion. The number of children who do not have glasses or lenses and who have UVA > 0.8 decreases from grade 2 to grade 4, while the number of children with UVA < 0.8 increases 2 times. The reason for wearing glasses in most children is myopia.
Key words: refraction, schoolchildren, vision, myopia, hypermetropia, astigmatism.
(For citation: Chuprov A.D., Voronina A.E., Petrosyan E.A. State of vision in primary school children. Practical Medicine. 2018)
В последние 20 лет отмечается постоянное ухудшение состояния здоровья детей и подростков в Российской Федерации, а также рост заболеваемости по всем классам болезней [1]. С помощью зрения человек получает около 90% всей информации об окружающем мире. Человеческий глаз теснейшим образом связан и взаимодействует со всеми органами и системами организма человека [2].
Болезни глаза и его придаточного аппарата находятся на третьем по распространенности месте в структуре всей заболеваемости детей и составляют 9200 на 100 тыс. детского населения. За время пребывания в школе у детей увеличивается частота и степень снижения зрения в 2–3 раза. Более 50% всех случаев патологии глаз составляет миопия, распространенность которой среди учащихся общеобразовательных учреждений достигает 25–30% [1,3].
В России около 15 млн близоруких людей, половина из которых имеют прогрессирующую форму, приводящую к слепоте и инвалидности. Если раньше близорукость особенно интенсивно развивалась у учеников старших классов, то в последнее время происходит сдвиг обнаружения патологии в сторону более младшего возраста [4].
По данным общероссийской статистики, близоруких детей среди первоклассников – 3%, среди школьников 3-х классов – 10%. В 9-м классе этим заболеванием страдают уже 16% мальчиков и девочек, и часто в высокой степени. Около 20% выпускников школ страдают так называемой «школьной», прогрессирующей близорукостью. В целом количество детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает в 1,5 раза с 2009 года [5].
Формирование правильных зрительных поведенческих навыков и привычек у детей — залог хорошего зрения на всю жизнь. Необходимо создать устойчивые стереотипы здорового образа жизни, позволяющие сохранить зрение ребенка, привить культуру зрительной работы. Эти вопросы следует решать безотлагательно и сообща, что возможно только при условии объединения усилий родителей, педагогов и медицинских работников [6].
Плохое зрение ограничивает физические возможности ребенка, снижает качество жизни. Дети страдают от необходимости носить очки, их общение со сверстниками затрудняется, снижается успеваемость, возрастает школьная тревожность [7].
Цель: оценить состояние зрения школьников и факторы на него влияющие.
Материал и методы. С начала 2018 г. врачами Оренбургского филиала выполнялось комплексное офтальмо-психологическое исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы лицея №5 г. Оренбурга. Данное исследование включало в себя несколько этапов. Так на 1 этапе выполнялся опрос родителей школьников: анкета о наличии симптомов синдрома сухого глаза у детей, которая так же включала в себя вопросы о зрительной нагрузке. На 2 этапе проводился опрос школьников по той же анкете по симптомам синдрома сухого глаза и зрительной нагрузке, а также диагностическое обследование, включающее в себя авторефрактометрию на ручном бинокулярном авторефрактометре Plusoptix A09, визометрию с помощью таблиц Головина-Сивцева и скрининговую визометрию с помощью компьютерной программы. Если ребенок носил очки, так же проверяли остроту зрения с имеющейся коррекцией.
Симптомы ССГ оценивались в сумме баллов от 0 (их полного отсутствия) до 16 баллов (максимально выраженных проявлениях). Зрительная нагрузка оценивалась в часах по каждому виду нагрузки: «чтение», «телевизор», «телефон», «компьютерные игры».
В исследовании приняли участие 649 детей и родителей (262 ребенка 2 класса (9 лет), 223 ребёнка 3 класса (10 лет), 164 ребенка 4 класса (11 лет)).
Результаты и их обсуждение
По результатам обследования все школьники были разделены на 3 группы: 1 группа –имеющие очки или линзы; 2 группа – не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ менее 0.8; 3 группа – не имеющие ни очков, ни линз, но с НКОЗ более 0,8 (рис. 1).
Рисунок 1.
Распределение школьников по группам, согласно остроте зрения
Среди обследованных школьников 9 лет (2 класс) 5,3% носили очки, среди 10-летних (3 класс) школьников 4,8% обследованных носили очки или линзы, а из осмотренных школьников 4 класса уже 14,2% детей были в очках. У половины детей 2 класса (50%) причиной ношения очков явилась миопия разных степеней, 25% – астигматизм, в 25% – гиперметропия средней степени. В 66,6% случаев причиной ношения очков у детей 10 лет (3 класс) явилась миопия разных степеней, у 22,2% – гиперметропия средней степени, а в 11,2% случаев – астигматизм. Причиной ношения очков и линз у школьников 4 класса чаще всего явилась миопия разных степеней (77,7%), в 16% – гиперметропия средней степени, а в 6,3% – астигматизм (рис. 2).
Рисунок 2.
Распределение школьников 1 группы, по причине ношения очков или линз
У школьников 9 лет (2 класс), не носивших очки, имеющих НКОЗ > 0,8 в 16,5% случаев рефракция была отрицательной, а 82,4% имели гиперметропическую рефракцию, 1,1% – астигматизм. У более старших школьников 3 класса с высокой остротой зрения (2 группа) в 16,66% случаев была миопическая рефракция, в 76,3% – гиперметрическая, 7,04% имели астигматизм. Дети 11 лет с НКОЗ >0,8 в 13,2% были с миопической рефракцией, 83,9% – с гиперметрической, 2,9% – с астигматизмом (рис. 3).
Рисунок 3.
Распределение школьников 3 группы по рефракции
Самую сложную, но не многочисленную группу составила 2 группа школьников, имеющих НКОЗ < 0,8 и не имеющих ни очков, ни линз. У детей 2 класса причиной снижения НКОЗ в 4 % явилась гиперметропическая рефракция, 88,46% имели миопическую рефракцию, при этом максимально было зафиксировано sph- 3,0, а 7,54% детей имели астигматизм. У 78% миопическая рефракция стала причиной снижения НКОЗ среди детей 3 класса, в 12% случаев гиперметрическая рефракция, у 10% – астигматизм. Школьники 4 класса имеющие НКОЗ < 0,8 так же чаще имели миопическую рефракцию – 93,3%, максимально sph -9,75, 6.06% – гиперметропическую, а 0,64% – астигматизм (рис. 4).
Рисунок 4.
Распределение школьников 2 группы по рефракции
При этом дети 2 класса с очками (1 группа) указывали суммарную нагрузку от 1 до 9 часов (в среднем 3,8 ч), родители данных детей указывали меньшую или такую же нагрузку (3,5 ч).
Школьники параллели 2 класса 3 группы указывали нагрузку от 0 до 11 часов (3,8), родители от 0 до 16 асов (3,6), при этом около половины школьников данной группы указывали меньшую зрительную нагрузку, чем их родители.
Дети из 2 группы 2 класса указывали зрительную нагрузку от 0 до 8 часов (3,8 ч), родители же указывали нагрузку от 0 до 12 часов (3,4 ч), но также, как и в предыдущей группе более половины школьников преуменьшали зрительную нагрузку.
Зрительная нагрузка в среднем у школьников 2 класса умеренная (3,8 часов), но у 13 школьников превышает возрастную норму на 3-4 часа, опрос родителей показал неполную осведомленность о том, какую зрительную нагрузку имеет их ребенок. Преимущественно у школьников 2 класса увеличение зрительной нагрузки происходит за счёт телефонов, планшетов и телевизоров. Симптомы ССГ наиболее выражены у школьников, имеющих очки или линзы, причем дети чаще предъявляли жалобы на наличие данных симптомов, нежели думают их родители.
Школьники 3 класса имели уже большую нагрузку (в среднем 4,3 часа), но у половины детей она составляет более 7 часов, в данной группе преимущественно за счет телефонов и планшетов. Опрос родителей данных детей показал общую низкую осведомлённость о том, сколько дети проводят за «гаджетами», у 9 детей родители указывали нагрузку более 12 часов в день, тогда как данные дети писали в 2 раза меньше. У детей из 3 класса также симптомы ССГ более выражены среди тех, кто носит очки или линзы, родители так же менее осведомлены о состоянии детей.
Дети из параллели 4-х классов в среднем имели зрительную нагрузку 4,6 часов, почти половина детей указали нагрузку в 10 часов преимущественно за счёт телефона, что непременно приведет к проблемам со зрением в не далеком будущем. Родители же данных детей указывают гораздо меньшую нагрузку, чем дети. Наиболее выражены симптомы ССГ у детей 1 группы (2,1 балла), родители так же указывают меньшие проявления.
Зрительная нагрузка у школьников 2,3,4 классов увеличивается по мере взросления детей, при этом родители во всех возрастных группах не осведомлены в полной мере о том, сколько времени их дети проводят за телефоном, компьютером, телевизором. Школьники 2 и 3 классов увеличивают зрительную нагрузку преимущественно за счёт телевизоров и телефонов, а школьники 4 классов только за счёт телефонов. Симптомы ССГ более выражены у детей с большей зрительной нагрузкой (рис. 5).
Рисунок 5.
Результаты опроса школьников и их родителей о зрительной нагрузке и симптомах синдрома сухого глаза
Выводы:
- Число детей, не имеющих ни очков, ни линз и имеющих НКОЗ более 0,8 уменьшается от 2 класса к 4 классу, тогда как число детей с НКОЗ менее 0,8 в 2 раза увеличивается.
- Во всех возрастных группах 9-11 лет причиной ношения очков или линз у большинства явилась миопия (50% – в 9 лет, 77,7% – в 11 лет).
- Дети, не носившие ни очки, ни линзы, НКОЗ которых была больше 0,8 уже во 2 классе (9 лет) имели в 16,5 % миопическую рефракцию
4.У школьников с НКОЗ менее 0,8, не носивших ни очки, ни линзы причиной снижения зрения явилась миопия у абсолютного большинства во всех группах, при этом во всех классах были дети, имеющие миопию средней и высокой степени, не носившие очки никогда.
- Основным фактором, влияющим на состояние зрения школьников у детей 9 и 10 лет, явился чрезмерный просмотр телевизора, а у школьников 11 лет – игры в телефон и планшет.
- Выявлена низкая осведомленность родителей о количестве зрительной нагрузки у их детей.
- Симптомы синдрома сухого глаза более выражены у детей, имеющих очки и линзы, родители так же не в полной мере осведомлены об их наличии.
ЛИТЕРАТУРА
- Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников // Вопросы современной педиатрии. ― ― Том 13, № 3. ― С. 44–50
- Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. ― М.: ВЛАДОС, 2015. ― 143 с.
- Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями глаз. // Школа здоровья. ― ― №1. ― С. 41–51.
- Либман Е.С., Рязанов Д.П., Калеева Э.В. Инвалидность вследствие нарушений зрения в России. В кн. V Росс. общенац. офтальмол. Форума // Сб. научн. трудов науч.-практ. конф. с междунар. участием. ― М. ― ― №2. ― С. 797–798.
- Жукова Е.А., Циркин В.И. Две тенденции в возрастной динамике остроты зрения мальчиков и девочек на протяжении обучения в средней школе // Сенсорные системы. ― ― № 3. ― С. 241–247.
- Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях. Руководство для врачей. ― М.: ГЭОТАР-Медиа. ― ― 432 с.
- Васильева Н.Н. Острота зрения детей пред- школьного и младшего школьного возраста // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». ― ― Т.13, № 4. ― С. 163-164.
REFERENCES
- Mirskaya N.B., Sinyakina A.D., Kolomenskaya A.N. Prophylaxis and correction of disorders and diseases of the organ of vision in modern schoolchildren. Voprosy sovremennoy pediatrii, 2014, vol. 13, no. 3, pp. 44–50 (in Russ.).
- Ermakov V.P. Chto i kak vidyat deti ot rozhdeniya do 10 let s sokhranennym i narushennym zreniem. Diagnostika, razvitie i trenirovka zreniya [What and how children see from birth to 10 years with preserved and impaired vision. Diagnosis, development and training of vision]. Moscow: VLADOS, 2015. 143 p.
- Rapoport I.K., Tsameryan A.P. Diagnosis, prevention and rehabilitation of students with refractive disorders and eye diseases. Shkola zdorov’ya, 2012, no. 1, pp. 41–51 (in Russ.).
- Libman E.S., Ryazanov D.P., Kaleeva E.V. Invalidnost’ vsledstvie narusheniy zreniya v Rossii. V kn. V Ross. obshchenats. oftal’mol. foruma [Disability due to visual impairment in Russia. In the book V Ross. citizen. ophthalmol. forum]. Sb. nauchn. trudov nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. Moscow, 2012, no. 2, pp. 797–798 (in Russ.).
- Zhukova E.A., Tsirkin V.I. Two trends in the age-related dynamics of visual acuity of boys and girls during secondary school education. Sensornye sistemy, 2008, no. 3, pp. 241–247 (in Russ.).
- Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. et al. Otsenka sostoyaniya zdorov’ya detey. Novye podkhody k profilakticheskoy i ozdorovitel’noy rabote v obrazovatel’nykh uchrezhdeniyakh. Rukovodstvo dlya vrachey [Evaluation of the health of children. New approaches to preventive and health work in educational institutions. A guide for doctors]. Moscow: GEOTAR-Media, 2008. 432 p.
- Vasil’eva N.N. Visual acuity of children of pre-school and primary school age. Elektronnyy nauchno-obrazovatel’nyy vestnik “Zdorov’e i obrazovanie v XXI veke”, 2011, vol.13, no. 4, pp. 163-164 (in Russ.).