К 150-летию профессора Н.К. Горяева
УДК 359.61
Г.С. ГАЛЯУТДИНОВ¹, А.А. ДАНИЛИН1
¹Казанский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Казань
Контактная информация:
Галяутдинов Геншат Саляхутдинович — д.м.н., профессор кафедры госпитальной терапии
Адрес: г. Казань, ул. Бутлерова, 49, тел.: + 7-960-048-37-63, e-mail: genschat.galyautdinov@kazangmu.ru
В статье представлены результаты исследования жизненного пути Николая Константиновича Горяева — яркого представителя Казанской терапевтической школы, одного из основоположников гематологии в России. Освещены элементы биографии, творческий путь, связь жизненного пути с городами, в которых проходила работа Н.К. Горяева.
Ключевые слова: Н.К. Горяев, Казанская терапевтическая школа, гематология.
G.S. GALYAUTDINOV¹, A.A. DANILIN1
¹Kazan State Medical University, Kazan
On the 150th anniversary of Professor N.K. Goryaev
Contact details:
Galyautdinov G.S. — MD, Professor of the Department of Hospital Therapy
Address: 49 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: 7-960-048-37-63, e-mail: genschat.galyautdinov@kazangmu.ru
The article presents the results of researching the life path of Nikolai Konstantinovich Goryaev, a prominent representative of Kazan therapeutic school, one of the founders of hematology in Russia. The study covers elements of biography, creative path, and the connection of life path with the cities in which N.K. Goryaev’s work took place.
Key words: N.K. Goryaev, Kazan therapeutic school, hematology.
Развитие терапевтической школы в Казани тесно связано с яркими личностями, внесшими особый вклад в историю. Корифеем Казанской терапевтической школы является доктор медицинских наук, профессор Николай Константинович Горяев, перипетии судьбы которого и итоги деятельности вызывают значительный интерес. Знаковые моменты жизни профессора были нераздельно связаны с масштабнейшими событиями отечественной истории: командировка во время русско-японской войны, начало крупной научной деятельности на рубеже Первой мировой войны, два плена во время гражданской войны с последующей работой в госпитале, а затем практически круглосуточная работа в госпиталях и на кафедре во время Великой Отечественной войны. Кроме того, можно проследить, как судьба профессора Н.К. Горяева оказалась связанна с его движением сквозь историю по таким городам, как Тюмень, Оренбург, Санкт-Петербург, Москва, Казань и Омск.
Николай Константинович родился 12 июня 1875 г. в г. Тюмень, Тобольской губернии, в семье мещанина (рис. 1). Его отец — Константин Панфилович, золотопромышленник и горный техник, был добрым, простым, вместе с тем умным и талантливым человеком. Мать — Мария Павловна Горяева — человек редкого бескорыстия, доброты и радушия активно занималась воспитанием детей.
Рисунок 1. Город Тюмень в конце XIX в.
Figure 1. City of Tyumen at the end of the 19th century
С раннего детства Николай Горяев рос в здоровой атмосфере, царившей в его семье, а перед глазами был пример отца — профессионала своего дела: Золотопромышленная фирма Горяевых славилась своими богатствами по всему Уралу: были построены золотопромывальные фабрики с паровыми двигателями, шлюзами, добывалось не только золото, но и платина, серебро, марганцевая руда, медно-колчеданные руды. Средняя зарплата его рабочих составляла от 12 до 25 рублей.
Будущий профессор обучался в гимназии в Оренбурге (рис. 2), где показал высокий уровень знаний, окончив ее с отличием в 1894 г. На тот момент гимназия являлась одним из крупнейших учебных заведений губернии: в ней обучались около 500 учеников, имелось восемь основных классов и приготовительный, где обучали основам изготовления учебных приборов по разным направлениям наук (физических, оптических, метеорологических и др.) (рис. 3). По воспоминаниям жены, он «выделялся среди сверстников своей пунктуальностью на занятиях, переходил из класса в класс с первой наградой». С юных лет пользовался авторитетом у одноклассников.
Рисунок 2. Оренбургская мужская гимназия на Николаевской (ныне ул. Советская). XIX в. Фото из фондов ОГИК
Figure 2. Orenburg Men’s Gymnasium on Nikolaevskaya (now Sovetskaya) Street. 19th century. Photos from the OGIK funds
Рисунок 3. Классная комната. Оренбург, конец XIX в. Фото из фондов ОГИКМ
Figure 3. Classroom. Orenburg, the end of the 19th century. Photos from the OGIKM funds
По настоянию отца Николай Константинович поступил в Петербургский горный институт в 1894 г., и медицина чуть было не потеряла большой талант. Но Н.К. Горяеву горное дело не оказалось близким, и в 1895 г. он переводится на медицинский факультет Московского Императорского университета. В Москве на развитие жизненного пути Н. Горяева активно влияли лучшие умы отечественной науки того времени: И.М. Сеченов, Н.Д. Зелинский, Ф.Ф. Эрисман. Уже тогда он начинает свой путь в гематологию в гистологической лаборатории И.Ф. Огнева, где впервые заинтересовался морфологией элементов крови.
Учеба Николая Константиновича проходила в совсем неспокойные времена: бурное экономическое развитие сменялось кризисом и спадом, росли революционные волнения среди различных слоев населения империи. Сам император призывал в «Ананасном манифесте» к «искоренению гнусной крамолы, позорящей землю русскую». Студентам запрещалось создавать организации, но многие состояли в неформальных «землячествах» — группах выходцев из одного города или губернии. Землячества устраивали выступления в случае конфликтов с администрацией. Не обошел «Союз землячеств» и Н.К. Горяева: он участвует в данном объединении, в связи с чем исключается из университета и высылается на два года в Оренбургскую губернию, что было удивительно мягким решением — многие члены союза были призваны в действующую армию.
Уже в 1899 г. благодаря хлопотам матери дело Николая Константиновича пересматривают, и он получает разрешение поступить на третий курс медицинского факультета Казанского Императорского университета (рис. 4) [1]. Учеба продолжалась. Молодой Горяев стал настоящим «флагманом» курса, сам Н.И. Котовщиков — талантливый клиницист и крупный кардиолог — выделял его за такие качества, как целеустремленность, усидчивость, работоспособность. В 1902 г. Н.К. Горяев окончил медицинский факультет Казанского Императорского университета и получил диплом «лекаря» с отличием.
Рисунок 4. Казанский Императорский университет. Начало XX в.
Figure 4. Kazan Emperor’s University. The beginning of the 20th century
Однако в 1904 г. начинается русско-японская война. Ординатор Н.К. Горяев назначается лекарем в Омский военный госпиталь (рис. 5). По пути следования на военную службу он заезжает в Катав-Ивановский завод на Урале. Здесь заведовала начальной женской и воскресной школой для рабочих Любовь Григорьевна Семёнова — подруга детских лет Николая Константиновича, с которой он вместе учился в Оренбургской гимназии. Он берет ее с собой и в Омске же женится на ней. Военная служба всегда считалась профессией сложной и тяжелой. Таковой была и работа в госпитале в начале XX в. Несмотря на это, молодой Горяев не отчаивался и видел в службе источник клинического опыта — возможность «наблюдать богатый материал».
Рисунок 5. Омский военный госпиталь (здание справа). Начало XX в.
Figure 5. Omsk Military Hospital (building on the right). The beginning of the 20th century
Вернувшись в 1906 г. в Казань, он продолжил заниматься научной работой под руководством профессора А.Н. Казем-Бека — учеником профессора Н.А. Виноградова. С 1908 по 1910 г. Николай Константинович выполняет большую экспериментальную работу в физиологической лаборатории университета под руководством Н.А. Миславского — виднейшего российского ученого того времени. Непродолжительное время Николай Александрович пробует себя в новом деле — в 1909 г. работает санитарным врачом на Московско-Казанской железной дороге. Но уже 6 декабря 1910 г. на публичном заседании медицинского факультета Казанского Императорского университета он великолепно защищает диссертацию на степень доктора медицинских наук на тему «Материалы к вопросу о движениях и иннервации селезенки». По воспоминаниям современников, физиолог А.Н. Миславский утверждал, что работа Н.К. Горяева была одной из лучших работ, выполненных в его лаборатории. В 1911 г. его на средства фонда, представленного вдовой основателя Казанской терапевтической школы профессора Н.А. Виноградова (2500 рублей), посылают на два года в Австрию и Германию с целью изучения клинической гематологии и проблем кроветворения, чем он интересовался с первых шагов научной деятельности. Там он получил возможность слушать лекции и выполнять исследования под руководством виднейших западных ученых-гематологов: Х. Шридде, А. Паппенгейма [2]. В командировке Горяев начинает разрабатывать счетную камеру, активно изучает преимущества и недостатки зарубежных аналогов, существующих на тот момент. В этот период Н.К. Горяев уделил огромное внимание технике и методике выполнения гематологических исследований.
После командировки в Германию и Австрию в 1913 г. продолжает работу над созданием собственной счетной камеры. Начинания заключались в усовершенствовании уже имеющихся счетных камер для подсчета форменных элементов крови. В ранней своей работе он провел критический анализ эффективности подсчета кровяных телец с помощью существовавших в то время счетных камер Цейса, Бюркера, Тюрка и др. и отметил их неточность из-за малого объема счетной сетки. Данный факт создавал почву для новых изысканий, в результате чего им была разработана более совершенная камера за счет добавления специальной сетки, получившей название «камеры Горяева» и в практически неизменном виде дошедшей до наших дней. Благодаря увеличенному объему сетки метод отличался большей точностью подсчета. Первоначально ее производила в оригинальной конструкции фирма Leitz GmbH & Co — организация с мировой репутации, производившая оптические приборы для всего научного мира. Только спустя 30 лет производство счетной камеры было налажено в России. Камера с сеткой Н.К. Горяева получила широкое распространение в Советском Союзе и странах Центральной и Восточной Европы [3].
По возвращении из командировки начинается активная преподавательская и клиническая деятельность Горяева — в 1912 году он зачисляется приват-доцентом в Казанский Императорский университет. Кроме того, он назначается санитарным врачом Казанского округа путей сообщениям, коим будет являться до развала империи. К достижениям Николая Константиновича из данного периода можно отнести и создание «больничных касс» для оказания медицинской помощи заболевшим рабочим — фактически медицинское страхование, закрепленное договорами с владельцами заводов. Данное обстоятельство надолго запомнилось рабочим, что в свое время спасло Горяева. Основным местом работы ученого стала Шамовская больница: полностью оборудованная, созданная по последним нормативам, расположенная в Осокиной роще (ныне роща им. Фрунзе). Тогда же Горяев начинает читать курсы лекций по «патологии крови и кроветворения» студентам 4 и 5 курсов.
1 августа 1914 г. началась «Вторая Отечественная война», позже названная Первой мировой войной. Тяжелые времена отразились на работе кафедры: дефицит кадров (часть медиков оказалась в госпиталях), напряженный график. Тем не менее Николай Константинович даже в трудные времена не оставляет науку: с 1915 г. он начинает сложную и очень тонкую работу по составлению гематологических таблиц, которая, к сожалению, так и не будет завершена: сборник будет составлен к 1930 г., но его так и не опубликуют, несмотря на одобрение профессора Г.Ф. Ланга и профессора М.В. Черноруцкого.
В 1918 г. Н.К. Горяев зачисляется в состав профессоров медицинского факультета Казанского Императорского университета. Начавшаяся гражданская война вынуждает Николая Константиновича временно прервать занятия в университете. В результате нападения на Казань белочехов профессор попадает в плен, где его заставляют работать в военно-полевом госпитале. Однако белочехов разбивают, и Николай Константинович из плена «белого» попадает в плен «красный». Несмотря на это, Н.К. Горяеву выражается полное доверие за счет активной поддержки рабочих, которые не забыли его добрых дел. Таким образом, пройдя через два плена, Николай Константинович снова попадает в Оренбург в качестве главного врача Оренбургского военного госпиталя (рис. 6). Только в 1920 г. он возвращается в Казань, на сей раз окончательно, чтобы начать работу на должности заведующего кафедрой госпитальной терапии с 27 мая 1920 г. [4].
Рисунок 6. Оренбургский военный госпиталь. Март 2024 г.
Figure 6. Orenburg Military Hospital. March 2024
После Первой мировой войны, двух революций, гражданской войны в стране царила разруха. Н.К. Горяеву практически вновь пришлось организовывать госпитальную клинику на базе 2-й Советской (бывшей Шамовской) больницы. Помещения кафедры находились в полуразрушенном состоянии, без отопления и водоснабжения, отсутствовало оснащение, крайне немногочисленным был штат. Благодаря ежедневной, кропотливой, самоотверженной работе Николая Константиновича кафедра госпитальной терапии разрослась в хорошо оборудованную лечебную и учебную базу. Учебный процесс благодаря деятельности Горяева включал в себя не только лекции о терапии стационарных и амбулаторных больных, но и разбор больных студентами-кураторами, обходы студентами больных в стационаре, занятия с преподавателями у постели больных, занятия в лаборатории по клиническим методам исследования, демонстрации патологоанатомических вскрытий, разбор гистологических препаратов.
Преподавание действительно составляло важную часть работы Горяева на кафедре: он питал особую любовь к аудитории врачей и студентов. Профессор обсуждал сложные случаи вместе со студентами, самостоятельно учил их верно и методично проводить обследование пациентов, посвящая немало времени лабораторной диагностике, которая и в настоящее время остается непростым элементом в обучении студентов [5]. Очень важной чертой Николая Константиновича была профессиональная честность — он умел признавать и признавал свои ошибки, если они допускались. Впоследствии такие случаи выносились и на лекции, где подробно разбиралось, как, где и почему была допущена ошибка в диагностике.
Постепенно, в 1920–1930-е гг., формировалась Горяевская школа, собравшая в своем составе высококвалифицированных ученых и врачей. Данные специалисты внесли большой вклад не только в Казанскую терапевтическую школу, но и в российскую науку в целом. Среди них можно выделить В.И. Катерова (изучение туберкулезной инфекции), С.И. Шермана (в последующем директор Ленинградского гематологического института), К.А. Дрягина (установил лечебное значение переливания крови при болезни Боткина, при бронхиальной астме, при печеночной коме, а также при токсической почке с уремией), И.И. Цветкова (заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней Саратовского медицинского института), Р.М. Ахрем-Ахремович (исследования в области гематологии, эндемического зоба, бруцеллеза, описторхоза), Ш.И. Ратнера (руководитель Хабаровского краевого научного общества терапевтов, консультант 33-го военно-морского госпиталя) [6]. Именно в данный период деятельности профессор Н.К. Горяев получает широкое признание. Деятельность Горяева получает высокую оценку и со стороны государства — ему присваивается почетное звание Героя Труда в 1933 г., звания Героя социалистической стройки Татарстана и заслуженного деятеля науки ТАССР, РСФСР [7].
Из наиболее ярких научных трудов, вышедших за авторством Н.К. Горяева в межвоенный период, хочется выделить такие работы, как «К вопросу о роли селезенки в портальном кровообращении» (1929, совместно с В.М. Сергиевским), «К микроанатомии селезенки» (1930, совместно с А.Ф. Самойловым и И.П. Васильевым), «Клиника спленомегалий» (1939), «К патогенезу врожденной гемолитической желтухи» (1940).
Николай Константинович являлся и видным общественным деятелем — входил в состав Высшего санитарного совета при Казанском отделе здравоохранения, являлся членом правления Всесоюзного общества терапевтов, членом редакционных коллегий нескольких научных журналов. Благодаря Н.К. Горяеву была организована служба переливания крови, которую он возглавлял до последних дней.
В крайне тяжелые годы Великой Отечественной войны кафедра госпитальной терапии сохраняла работоспособность благодаря самоотверженным, жертвенным усилиям 65-летнего профессора Горяева, которому в делах помогал единственный оставшийся ассистент — В.Н. Смирнов. Продолжалась подготовка врачебных кадров, велись лекции, осуществлялась лечебная работа различного профиля. Н.К. Горяев изучал морфологический состав крови при различных раневых процессах, обосновывал необходимость оперативного вмешательства при септических осложнениях, делал прогнозы об исходах текущего лечения и давал рекомендации для дальнейшего лечения раненых. При этом на сон профессор отводил всего 3–4 ч в сутки. Николай Константинович делал все для победы. На просьбы родственников не изнурять себя отвечал строго: «Если люди на фронте свои жизни за Родину отдают, то мы обязаны тылу ее отдавать». Профессор Горяев до конца жизни оставался патриотом Родины. Незадолго до смерти он продолжал принимать государственные экзамены у выпускающихся студентов, из которых существенная часть в скором времени ушла на фронт, консультировал больных, как обычно, до позднего времени в госпиталях. Конечно, такой режим дня не мог сказаться на здоровье уже немолодого Николая Константиновича: утром 9 июля 1943 г. у него произошло кровоизлияние в мозг и в ночь на 11 июля, не приходя в сознание, на 68-м году жизни Н.К. Горяев скончался.
Судьба профессора Н.К. Горяева оказалась сильно связанной с его путешествием длинною в жизнь по таким городам, как Оренбург (обучение в гимназии, ссылка, супруга, работа в госпитале), Казань (обучение в медицинском университете, основная часть научной деятельности), Москва (вхождение во врачебный мир, начало изучения гематологии). И действительно, возможно, иным оказался бы результат масштабной деятельности Николая Константиновича, если бы события его жизни в городах не сложились именно таким образом.
Галяутдинов Г.С.
https://orcid.org/0000-0001-7403-0200
Данилин А.А.
https://orcid.org/0000-0003-3382-755X
Литература
- Абдулганиева Д.И. и др. Профессор Николай Константинович Горяев. — Казань: Медицина, 2014. — 100 с.
- Абдулганиева Д.И. и др. Николай Константинович Горяев — лидер российской внутренней медицины, труженик тыла // Онкогематология. — 2021. — Т. 15, № 4.
- Абдулганиева Д.И., Бомбина Л.К., Назарова М.Д., Халфина Т.Н. К 140-летию профессора Н.К. Горяева // Гематология и трансфузиология: журнал. — М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2016. — № 61 (3). — С. 164–166.
- Сайфутдинов Р.Г. Николай Константинович Горяев — выдающийся русский врач-терапевт, один из основателей Казанской терапевтической школы //Дневник Казанской медицинской школы. — 2015. — № 3. — С. 67–72.
- Цветков И.И. Профессор Н.К. Горяев (К 30-летнему юбилею научно-педагогического-общественной деятельности) // Казанский медицинский журнал. — 1933. — Т. 29, № 1–2. — C. 1–4. DOI: 10.17816/kazmj80258
- Билич И.Л. Профессор Николай Константинович Горяев // Казанский медицинский журнал. — 1972. — Т. 53, № 5. — C. 94–95. DOI: 10.17816/kazmj61984
- Строев Ю.И. Эхо Первой мировой войны. К 100-летию счетной камеры Н.К. Горяева // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2014. — Т. 9, № 2. — С. 911–918.
REFERENCES
- Abdulganieva D.I. et al. Professor Nikolay Konstantinovich Goryaev. Kazan: Meditsina, 2014. 100 p.
- Abdulganieva D.I. et al. Nikolay Konstantinovich Goryaev — the leader of Russian internal medicine, a home front worker. Onkogematologiya, 2021, vol. 15, no. 4 (in Russ.).
- Abdulganieva D.I., Bombina L.K., Nazarova M.D., Khalfina T.N. On the 140th anniversary of Professor N.K. Goryaev. Gematologiya i transfuziologiya, 2016, no. 61 (3), pp. 164–166 (in Russ.).
- Sayfutdinov R.G. Nikolay Konstantinovich Goryaev is an outstanding Russian physician-therapist, one of the founders of the Kazan therapeutic school. Dnevnik Kazanskoy meditsinskoy shkoly, 2015, no. 3, pp. 67–72 (in Russ.).
- Tsvetkov I.I. Professor N.K. Professor N.K. Goryaev (On the 30th anniversary of scientific-pedagogical-social activities). Kazanskiy meditsinskiy zhurnal, 1933, vol. 29, no. 1–2, pp. 1–4 (in Russ.). DOI: 10.17816/kazmj80258
- Bilich I.L. Professor Nikolay Konstantinovich Goryaev. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal, 1972, vol. 53, no. 5, pp. 94–95 (in Russ.). DOI: 10.17816/kazmj61984
- Stroev Yu.I. Echo of the First World War. On the 100th Anniversary of the Counting Chamber of N.K. Goryaev. Zdorov’e — osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya, 2014, vol. 9, no. 2, pp. 911–918 (in Russ.).