Искусственный интеллект в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
УДК 364.048.6
М.В. КУРШИНА, Л.И. МАЗУР, В.А. ЖИРНОВ
Самарский государственный медицинский университет МЗ РФ, г. Самара
Контактная информация:
Куршина Марина Владимировна — к.м.н., ассистент кафедры госпитальной педиатрии
Адрес: 443079, г. Самара, пр-т Карла Маркса, 165 А, тел.: +7-927-653-50-23, e-mail: marina_dmitriewa@mail.ru
За последнее десятилетие возросло количество исследований по использованию цифровых технологий в медицинской реабилитации. В статье представлены актуальные сведения о применении виртуальной реальности, программы иммерсивного обучения, видеоигр, роботов в реабилитационном процессе у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сделаны выводы о том, что искусственный интеллект позволяет разрабатывать и применять новые методы, которые значительно улучшают эффективность процесса реабилитации, помогает врачам и специалистам адаптировать программы реабилитации для каждого пациента индивидуально.
Ключевые слова: дети, реабилитация, ограниченные возможности здоровья, искусственный интеллект, робототехника, виртуальная реальность, цифровые технологии, иммерсивное обучение, чат-боты, видеоигры, мобильные роботы.
M.V. KURSHINA, L.I. MAZUR, V.A. ZHIRNOV
Samara State Medical University, Samara
Artificial intelligence in the rehabilitation of children with disabilities
Contact details:
Kurshina M.V. — PhD (medicine), Assistant Lecturer of the Department of Hospital Pediatrics
Address: 165 A Karl Marx prospekt, Samara, Russian Federation, 443079, tel.: + 7-927-653-50-23, e-mail: marina_dmitriewa@mail.ru
Over the past decade, research on the use of digital technologies in medical rehabilitation has increased. The review systematizes current data on the implementation of artificial intelligence in pediatric rehabilitation. The article presents current information on the use of virtual reality, immersive learning programs, video games, and robots in the rehabilitation process for children with disabilities. It is concluded that artificial intelligence makes it possible to develop and apply new methods that significantly improve the efficiency of the rehabilitation process, and helps doctors and specialists adapt rehabilitation programs for each patient individually.
Key words: children, rehabilitation, disabilities, artificial intelligence, robotics, virtual reality, digital technologies, immersive learning, chat bots, video games, mobile robots.
За последнее десятилетие значительно возросло количество исследований по использованию искусственного интеллекта (ИИ) в реабилитации. Согласно современным данным, для успешной организации реабилитации требуются инновационные цифровые технологии [1–3]. На федеральном уровне в этом направлении уже проводится масштабная работа. В соответствии с указаниями Президента РФ В.В. Путина с 2022 г. в 82 регионах началась реализация мероприятий федерального проекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» [4]. По сути, это стало началом формирования новой современной системы медицинской реабилитации на национальном уровне. Одним из способов обеспечения медицинской реабилитации на основе использования современных технологий является применение искусственного интеллекта [5]. Известно, что искусственный интеллект в медицине использует алгоритмы и программное обеспечение для аппроксимации человеческих знаний при анализе сложных медицинских данных [6]. Основной целью приложений, связанных со здоровьем человека, является анализ взаимосвязи между методами профилактики или лечения и результатами лечения пациентов.
Искусственный интеллект — это общий термин, который подразумевает использование компьютера для моделирования разумного поведения с минимальным вмешательством человека [7]. Сегодня искусственный интеллект считается отраслью инженерии, которая реализует новые концепции и нестандартные идеи для решения сложных задач. С помощью искусственного интеллекта создаются интерактивные миры, в которых с различной степенью сходства имитируется человеческая реальность. В настоящее время существует множество мультимедийных технологий, которые широко используются в различных областях, включая развлечения, образование, медицину, науку и технику. Некоторые из них включают в себя: виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR), искусственный интеллект (AI), облачные технологии, 5G-сети.
В представленном обзоре обобщены современные данные об использовании искусственного интеллекта за последние два десятилетия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что расширяет знания о широте применения цифровых технологий в педиатрической реабилитации.
Поиск публикаций выполнен в базах данных PubMed (www.pubmed.ncbi.nlm.nih.gov), Elibrary (www.elibrary.ru/defaultx.asp).
В ходе изучения научных работ выявлено, что чаще всего в реабилитации у детей с ОВЗ используется робототехника. Известно, что робототехника относится к одному из перспективных направлений в области науки и техники, определяющему темпы и характер развития многих отраслей. В работе Silvera-Tawil D. и Bradford D. представлены данные о влиянии роботов на навыки вербального общения у учащихся средних школ с умственной отсталостью и аутизмом [8]. Проведено фокус-групповое исследование, основанное на интервью с родителями, опекунами и сотрудниками через 24 месяца после внедрения в отделение для инвалидов государственной средней школы двух гуманоидных роботов. Результаты показали, что использование роботов-гуманоидов улучшило артикуляцию, вербальное участие и спонтанное общение у данной категории детей.
В настоящее время активно изучается влияние виртуальной реальности на детей с аутизмом [9]. Исследователи из Национального института информационных и коммуникационных технологий (Киото, Япония) Kozima H. и Nakagawa в течение последних нескольких лет наблюдали как дети в возрасте от 2 до 4 лет с аутизмом взаимодействуют с «Кипоном» — роботом, похожим на существо, которое способно направлять взгляд и выражать эмоции (удовольствие и волнение) [10]. Дети с повышенным познавательным интересом подходили к роботу и без страха взаимодействовали с ним. Качественный и количественный анализ данных позволил предположить, что дети с аутизмом обладают мотивацией делиться психическими состояниями с другими, что противоречит общепринятому мнению. Сделаны выводы, что использование робота в реабилитации детей с аутизмом способствует их социальному взаимодействию и познавательно-речевому развитию. В России благодаря президентскому гранту в Ресурсном центре «Добрый» в Москве открыли Мастерскую прикладных художественных технологий «ДоброРядом» для детей с ОВЗ [11]. Пройдя предварительную подготовку с использованием технологий виртуальной реальности, дети с аутизмом стали легче адаптироваться и взаимодействовать с окружающими в реальном мире. Авторами Ke F. и Im T. изучено влияние программы с использованием виртуальной реальности на социальное взаимодействия и коммуникативные характеристики у детей с аутизмом [12]. Данные были собраны на основе наблюдения, оценки поведения детей, анкетирования и интервью родителей. После применения виртуальной реальности у исследуемых детей отмечалось улучшение показателей социальной компетентности и позитивное завершение разговора. Результаты исследования позволяют дискутировать о разработке и использовании неформальной среды обучения с использованием технологий для детей с различными характеристиками и потребностями в обучении.
За последние десять лет научный интерес к теме использования виртуальной реальности в медицине демонстрирует неуклонный рост. Появляется все больше работ о применении программы иммерсивного виртуального обучения — метода, использующего искусственную или смоделированную среду, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения. Данный метод не только устраняет отвлекающие факторы, но и исключает монотонность в процессе обучения и развития, обеспечивая стимулирующие визуализации. Иммерсивное обучение позволяет повысить вовлеченность учащихся и, следовательно, сделать обучение более продуктивным и ценным. Помимо повышения уровня вовлеченности у детей также повышает мотивацию, поскольку дети становятся ответственными за виртуальный мир, в котором они находятся. Виртуальный контент настолько вдохновляет, что производит огромное впечатление на учеников. В зарубежных работах представлен адаптивный симулятор вождения автомобиля в виртуальной реальности для людей с расстройством аутистического спектра (РАС). Известно, что лица с РАС, помимо дефицита социальных навыков, могут испытывать трудности в обучении вождения из-за дефицита внимания, невозможности выполнения последовательных задач, нарушения интеграции зрительно-моторных реакций и координации движения. Ученые Bian D., Wade J. из университета Вандербильта (Нэшвилл, Теннесси) в 2019 г. провели исследование по оценке использования симулятора вождения среди детей-подростков с РАС [13]. Предварительные результаты показали, что симуляторы вождения автомобиля позволяют активно развивать водительские навыки у подростков с РАС.
В настоящее время все больше появляется доказательств о положительном влиянии тренировок на здоровье детей с использованием видеоигр. Так, в 2019 г. Arman N. и соавт. провели проспективное многоцентровое исследование на базе кафедры детской ревматологии Стамбульского университета Черрахпаша (Стамбул, Турция) [14]. Проведена оценка влияния тренировок с использованием видеоигр (Xbox 360 Kinect) на активность и самочувствие детей-подростков с ювенильным идиопатическим артритом. Тренировка проводилась 3 раза в неделю в течение 2 месяцев. После лечения в группах исследования были обнаружены значительные изменения в мышечном тонусе и силе хвата. Сделаны выводы, что целенаправленная активная тренировка с использованием видеоигр является альтернативным методом лечения детей с ювенильным идиопатическим артритом. Учитывая быстро растущий интерес к терапии на основе виртуальной реальности в реабилитации, данный метод может иметь широкое применение в дальнейших исследованиях.
Зарубежные и отечественные ученые сообщают о применении технологий виртуальной реальности в реабилитации детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Так, в 2019 г. в Белоруссии совместными усилиями неврологов и представителей компании GKeyLab были проведены испытания виртуальной реальности у пациентов с ДЦП, направленные на увеличение объема движений конечностей [15]. Имитация нормальных VR-движений неосознанно воспринималась пациентами как их собственные движения, что в действительности способствовало улучшению мышечной деятельности на 70%, ежедневной бытовой активности на 53%, что было в 2–3 раза выше, чем в контрольной группе. Еще в 2002 г. в работе Reid D.T. было отмечено, что геймофикация с использованием технологии виртуальной реальности Mandala Gesture Xtreme повышала мотивацию ребенка с ДЦП к выполнению и запоминанию ряда действий. Этим же автором в 2004 г. изучалось влияние виртуальной реальности на уровень игровой деятельности детей с ДЦП от 8 до 13 лет [16, 17]. Из 12 существующих сред виртуальной реальности были выбраны случайно три отличающихся друг от друга игровых сеанса — Paint, Trip и Island Sounds. В данных средах дети проявляли в игровой деятельности творческий подход и настойчивость в процессе выполнения задач. Полученные результаты позволяют создать новые программные приложения виртуальной реальности, которые способствуют повышению познавательного интереса в процессе игры у детей с ОВЗ. В 2012 г. Green D. и соавт. доказали перспективность использования системы VR (RE-ACTION) в качестве инструмента для улучшения функции верхних конечностей у детей с ДЦП на этапе реабилитации [18].
Сегодня все большее внимание исследователей привлекает проблема изменения когнитивной сферы детей и подростков цифрового поколения в контексте влияния мультимедийных технологий на психику человека. Так, Батенова Ю.В. по результатам своего исследования отметила, что использование детьми старшего дошкольного возраста цифровых технологий положительно влияет на развитие их когнитивных функций, в частности памяти, внимания и речевых функций, определяющих уровень успеваемости обучающегося [19]. Однако полученный эффект, как отмечает автор, наблюдался при использовании цифрового устройства (компьютера) в оптимальном временном диапазоне.
Последние достижения позволили обучать школьной программе детей дистанционно с использованием технологий «телеприсутствия», позволяющих человеку «транспортироваться» из одного физического пространства в другое через телекоммуникационную сеть (управлять доступом и находится в местах, как если бы он находился там физически, но испытывая это через виртуальное присутствие). Оператор робота с функциональностью телеприсутствия может вступать в общение или иные виды взаимодействия посредством удаленной платформы, например обращаться к аудитории через встроенные динамики, демонстрировать себя или какую-то информацию через дисплей удаленной платформы. Большое количество научных исследований посвящено применению мобильных роботов в образовании и медицине. В литературе приведены примеры использования экспериментального мобильного робота под названием PEBBLES у детей, находящихся в больнице или дома [20]. Мобильность устройства позволяет ребенку перемещать робота по классу или дому, ходить на обед, музыкальные занятия, собрания и даже на экскурсии, если есть хорошее соединение Wi-Fi. Учащиеся утверждают, что чувствуют себя включенными в учебный процесс в классе, а родители отмечают значительное увеличение интереса и положительных эмоций у своих детей от общения с друзьями. В работе Bonarini A. и Clasadonte F. предлагается использовать мобильного робота «Тео» у детей с нарушениями нервного развития. Поведение робота дистанционно контролируется лицом, осуществляющим уход за ребенком. Согласно техническим характеристикам робот Тео имеет мягкое тело, которое может реагировать на различные типы прикосновений (например, объятия, удары руками или пощечины); он может свободно передвигаться по полу и проявлять эмоциональные реакции (посредством световых, звуковых и двигательных эффектов). Исследователи предлагают использовать робота для игровых занятий на этапе реабилитации, а также для свободной игры [21]. В статье Bonarini A. описана конструкция робота, примеры свободной игровой деятельности с ним, а также представлены основные результаты исследований, проведенных в двух центрах с участием 11 детей с ОВЗ.
Растет интерес использования в медицине чат-ботов, голосовых ассистентов, интеллектуальных помощников, работающих на основе таких технологий искусственного интеллекта, как обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержка принятия решений. Чат-боты, которые раньше выполняли простые задачи, сейчас значительно эволюционировали. Теперь они способны предоставлять незамедлительные персонализированные ответы, которые помогают пользователям сделать их образ жизни более здоровым. Новое исследование Zhang J., опубликованное в Journal of Medical Internet Research, показывает, что чат-боты на базе искусственного интеллекта способны помочь людям улучшить физическую активность, питание и сон [22]. Авторами представлен краткий обзор по использованию чат-ботов для пропаганды здорового образа жизни (физической активности и здорового питания), в котором отмечено, что чат-боты способны активно участвовать в беседах и строить отношения с пользователями, а исследователям и разработчикам следует продолжать работать над совершенствованием и персонализацией действий чат-ботов, чтобы максимизировать их эффективность в пропаганде здорового поведения.
Таким образом, в последние годы искусственный интеллект стал незаменимым инструментом в медицине, в том числе и в области реабилитации [23]. Искусственный интеллект позволяет разрабатывать и применять новые методы и технологии, которые значительно улучшают эффективность процесса реабилитации, помогает врачам и специалистам адаптировать программы реабилитации для каждого пациента индивидуально. Однако необходимо учитывать, что внедрение новых технологий предполагает соблюдение жесткого нормативно-правового поля и использование тщательной доказательной базы.
В целом применение искусственного интеллекта в медицинской реабилитации открывает новые возможности для улучшения качества жизни пациентов и повышения эффективности реабилитационного потенциала.
Куршина М.В.
http://orcid.org/0000-0002-4569-3459
Мазур Л.И.
http://orcid.org/0000-0002-4373-0703
Жирнов В.А.
https://orcid.org/0000-0002-4368-7434
Литература
- Василюк А.А. Искусственный интеллект в сфере физического воспитания и спорта // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 32. — С. 1487–1492.
- Полиданов М.А., Блохин И.С., Тупикин Д.В. Реабилитационные технологии в медицине: понятие и современные тенденции // Modern Science. — 2020. — № 8-1. — С. 231–237.
- Аникина Н.А., Рождественский В.А. Искусственный интеллект в медицине // Научный альманах. — 2024. — № 1–3 (111). — С. 21–23.
- Новые технологии в медицинской реабилитации: возможности и перспективы // Аналитический вестник № 12 (832): материалы заседания Совета по региональному здравоохранению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 30 марта 2023 г. — М.: Издание Совета федерации, 2023. — С. 5–8.
- Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development and the NIH Medical Rehabilitation Coordinating Committee NIH Rehabilitation Plan 2020. — URL: https://nichd.ideascalegov.com/a/campaign-home/51 (дата обращения 06.2024).
- Аксенова Е.И., Горбатов С.Ю. Современные медицинские технологии: будущее наступает сегодня // Московская медицина. — 2021. — № 1 (41). — С. 36–47.
- Ненашева Е.А. Взгляд на будущее искусственного интеллекта в здравоохранении // Вопросы науки и образования. — 2019. — № 3 (72). — С. 66–72.
- Silvera-Tawil D., Bradford D., Roberts-Yates C. Talk to me: the role of human-robot interaction in improving verbal communication skills in students with autism or intellectual disability // Proceedings of the 27th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN): 27th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN). — Nanjing, China, Aug 27–31, 2018.
- Lahiri U., Bekele E., Dohrmann E. Design of a virtual reality based adaptive response technology for children with autism // IEEE Trans Neural Syst Rehabil Eng. — 2013. — № 21 (1). — P. 55–64.
- Kozima H., Nakagawa C., Yasuda Y. Children-robot interaction: a pilot study in autism therapy // Prog. Brain Res. — 2007. — № 164. — P. 385–400.
- Путь к взрослению — развитие жизненных компетенций у подростков с РАС. — URL: https://arttobeclose.ru/put-k-vzrosleniyu-razvitie-zhiznennyh-kompetentsij-u-podrostkov-s-ras/ (дата обращения 18.06.2024).
- Ke F., Im T. Virtual-reality-based social interaction training for children with high-functioning autism // J. Educ. Res. — 2013. — № 106 (6). — P. 441–461.
- Bian D., Wade J., Swanson A. Design of a physiology-based adaptive virtual reality driving platform for individuals with ASD // ACM Trans. Access Comput. — 2019. — № 12 (1). — P. 1–24.
- Arman N., Tarakci E., Tarakci D. Effects of video games-based task-oriented activity training (Xbox 360 Kinect) on activity performance and participation in patients with juvenile idiopathic arthritis: a randomized clinical trial // Am. J. Phys. Med. Rehabil. — 2019. — Vol. 98 (3). — P. 174–181.
- Шадеркина В.А., Лелюк А.В., Алтунин Д.В. Виртуальная реальность (VR) в педиатрии: международный и российский опыт // Российский журнал телемедицины и электронного здравоохранения. — 2023. — № 9 (1). — С. 60–71.
- Reid D.T. Benefits of a virtual play rehabilitation environment for children with cerebral palsy on perceptions of self-efficacy: a pilot study // Pediatr. Rehabil. — — Vol. 5 (3). — P. 141–148.
- Reid D.Т. The influence of virtual reality on playfulness in children with cerebral palsy: a pilot study // Occup. Ther. Int. — 2004. — Vol. 11 (3). — P. 131–1
- Green D., Wilson P.H. Use of virtual reality in rehabilitation of movement in children with hemiplegia—a multiple case study evaluation // Disabil. Rehabil. — 2012. — Vol. 34 (7). — P. 593–604.
- Батенова Ю.В., Герасимова А.Ю. Развитие эмоционального интеллекта детей в условиях цифровизации информационной среды // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей, Москва, 17–18 марта 2020 г. — М.: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2020. — С. 422–426. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00097
- Adams K., Cook A. Using robots in «Hands-on» academic activities: a case study examining speech-generating device use and required skills // Disabil. Rehabil. Assist. Technol. — 2016. — Vol. 11 (5). — P. 433–443.
- Bonarini A., Clasadonte F., Garzotto F. Playful interaction with Theo, a mobile robot for children with neurodevelopmental disorders // Proceedings of the 7th International Conference on Software Development and Technologies for Increasing Accessibility and Combating Information Isolation; DSAI 2016: 7th International Conference on Software Engineering and Technologies for Increasing Accessibility and Combating Information Exclusion; December 1–3, 2016; Vila Real Portugal. — 2016. — P. 223–231.
- Zhang J., Oh Y.J., Lange P. Artificial intelligence chatbot behavior change model for designing artificial intelligence chatbots to promote physical activity and a healthy diet: viewpoint // J. Med. Internet Res. — 2020. — Vol. 22 (9). — P. e22845.
- Гокунь Ю.С. Искусственный интеллект и медицина: возможности, перспективы, правовое регулирование // Медицинское право: Материалы II Международного форума по медицинскому праву, Екатеринбург, 20 апреля 2022 г. — Екатеринбург: Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева, 2022. — С. 283–288.
REFERENCES
- Vasilyuk A.A. Artificial Intelligence in the Field of Physical Education and Sports. Innovatsii. Nauka. Obrazovanie, 202, no. 32, pp. 1487–1492 (in Russ.).
- Polidanov M.A., Blokhin I.S., Tupikin D.V. Rehabilitation Technologies in Medicine: Concept and Modern Trends. Modern Science, 2020, no. 8-1, pp. 231–237 (in Russ.).
- Anikina N.A., Rozhdestvenskiy V.A. Artificial Intelligence in Medicine. Nauchnyy al’manakh, 2024, no. 1–3 (111), pp. 21–23 (in Russ.).
- Novye tekhnologii v meditsinskoy reabilitatsii: vozmozhnosti i perspektivy [New technologies in medical rehabilitation: possibilities and prospects]. Analiticheskiy vestnik no. 12 (832): materialy zasedaniya Soveta po regional’nomu zdravookhraneniyu pri Sovete Federatsii Federal’nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii, Moskva, 30 marta 2023 g. Moscow: Izdanie Soveta federatsii, 2023. Pp. 5–8.
- Eunice Kennedy Shriver National Institute of Child Health and Human Development and the NIH Medical Rehabilitation Coordinating Committee NIH Rehabilitation Plan 2020, available at: https://nichd.ideascalegov.com/a/campaign-home/51 (accessed on: 10.06.2024).
- Aksenova E.I., Gorbatov S.Yu. Modern medical technologies: the future is coming today. Moskovskaya meditsina, 2021, no. 1 (41), pp. 36–47 (in Russ.).
- Nenasheva E.A. A look at the future of artificial intelligence in healthcare. Voprosy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 3 (72), pp. 66–72 (in Russ.).
- Silvera-Tawil D., Bradford D., Roberts-Yates C. Talk to me: the role of human-robot interaction in improving verbal communication skills in students with autism or intellectual disability. Proceedings of the 27th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN): 27th IEEE International Symposium on Robot and Human Interactive Communication (RO-MAN). Nanjing, China, Aug 27–31, 2018.
- Lahiri U., Bekele E., Dohrmann E. Design of a virtual reality based adaptive response technology for children with autism. IEEE Trans Neural Syst Rehabil Eng, 2013, no. 21 (1), pp. 55–64.
- Kozima H., Nakagawa C., Yasuda Y. Children-robot interaction: a pilot study in autism therapy. Prog. Brain Res, 2007, no. 164, pp. 385–400.
- Put’ k vzrosleniyu — razvitie zhiznennykh kompetentsiy u podrostkov s RAS [The path to adulthood: development of life competencies in adolescents with ASD], available at: https://arttobeclose.ru/put-k-vzrosleniyu-razvitie-zhiznennyh-kompetentsij-u-podrostkov-s-ras/ (accessed on: 18.06.2024).
- Ke F., Im T. Virtual-reality-based social interaction training for children with high-functioning autism. J. Educ. Res, 2013, no. 106 (6), pp. 441–461.
- Bian D., Wade J., Swanson A. Design of a physiology-based adaptive virtual reality driving platform for individuals with ASD. ACM Trans. Access Comput, 2019, no. 12 (1), pp. 1–24.
- Arman N., Tarakci E., Tarakci D. Effects of video games-based task-oriented activity training (Xbox 360 Kinect) on activity performance and participation in patients with juvenile idiopathic arthritis: a randomized clinical trial. Am. J. Phys. Med. Rehabil, 2019, vol. 98 (3), pp. 174–181.
- Shaderkina V.A., Lelyuk A.V., Altunin D.V. Virtual reality (VR) in pediatrics: international and Russian experience. Rossiyskiy zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya, 2023, no. 9 (1), pp. 60–71 (in Russ.).
- Reid D.T. Benefits of a virtual play rehabilitation environment for children with cerebral palsy on perceptions of self-efficacy: a pilot study. Pediatr. Rehabil, 2002, vol. 5 (3), pp. 141–148.
- Reid D.T. The influence of virtual reality on playfulness in children with cerebral palsy: a pilot study. Occup. Ther. Int, 2004, vol. 11 (3), pp. 131–144.
- Green D., Wilson P.H. Use of virtual reality in rehabilitation of movement in children with hemiplegia—a multiple case study evaluation. Disabil. Rehabil, 2012, vol. 34 (7), pp. 593–604.
- Batenova Yu.V., Gerasimova A.Yu. Razvitie emotsional’nogo intellekta detey v usloviyakh tsifrovizatsii informatsionnoy sredy [Development of children’s emotional intelligence in the context of digitalization of the information environment]. Ekopsikhologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psikhologiya ustoychivogo razvitiya: sbornik nauchnykh statey, Moskva, 17–18 marta 2020 g. Moscow: Zakrytoe aktsionernoe obshchestvo “Universitetskaya kniga”, 2020. Pp. 422–426. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00097
- Adams K., Cook A. Using robots in “Hands-on” academic activities: a case study examining speech-generating device use and required skills. Disabil. Rehabil. Assist. Technol, 2016, vol. 11 (5), pp. 433–443.
- Bonarini A., Clasadonte F., Garzotto F. Playful interaction with Theo, a mobile robot for children with neurodevelopmental disorders. Proceedings of the 7th International Conference on Software Development and Technologies for Increasing Accessibility and Combating Information Isolation; DSAI 2016: 7th International Conference on Software Engineering and Technologies for Increasing Accessibility and Combating Information Exclusion; December 1–3, 2016; Vila Real Portugal, 2016, pp. 223–231.
- Zhang J., Oh Y.J., Lange P. Artificial intelligence chatbot behavior change model for designing artificial intelligence chatbots to promote physical activity and a healthy diet: viewpoint. J. Med. Internet Res, 2020, vol. 22 (9), pp. e22845.
- Gokun’ Yu.S. Iskusstvennyy intellekt i meditsina: vozmozhnosti, perspektivy, pravovoe regulirovanie [Artificial intelligence and medicine: possibilities, prospects, legal regulation]. Meditsinskoe pravo: Materialy II Mezhdunarodnogo foruma po meditsinskomu pravu, Ekaterinburg, 20 aprelya 2022 g. Ekaterinburg: Ural’skiy gosudarstvennyy yuridicheskiy universitet im. V.F. Yakovleva, 2022. Pp. 283–288.