Идиопатические фокальные эпилепсии с доброкачественными эпилептиформными паттернами детства. Коморбидность и исходы
УДК 616.853-053.2
Д.В. МОРОЗОВ, Е.А. МОРОЗОВА
Казанская государственная медицинская академия ― филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36
Морозов Дмитрий Валерьевич ― кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детской неврологии, тел. (843) 273-49-09, e-mail: kiverkot@mail.ru
Морозова Елена Александровна ― доктор медицинских наук, профессор кафедры детской неврологии, тел. (843) 273-49-09, e-mail: ratner@bk.ru
В статье представлены результаты обследования 30 детей с идиопатической фокальной формой эпилепсиии доброкачественными эпилептиформными паттернами детства на электроэнцефалограмме. Проведено сравнение с контрольной группой детей, однородной по возрастному и половому составу, без аномалий на ЭЭГ. Всем детям проводилось продолженное видео-электроэнцефалографическое исследование с включением эпизода сна и подробный неврологический осмотр, при необходимости проводилась магнитно-резонансная томография головного мозга, нейропсихологическое тестирование. В процессе осмотра у всех детей основной группы верифицирована эпилепсия в соответствии с критериями международной противоэпилептической лиги. Авторами описываются коморбидные состояния, характерные для детей с идиопатической фокальной эпилепсией и доброкачественными эпилептиформными паттернами детства.
Ключевые слова: эпилепсия, электроэнцефалограмма, доброкачественные эпилептиформные паттерны детства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
D.V. MOROZOV, E.A. MOROZOVA
Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the FSBEI FPE RMACPE MOH Russia , 36 Butlerov Str., Kazan, Russian Federation, 420012
Idiopathic focal epilepsies with benign epileptiform patterns of childhood. Comorbidity and prognoses
Morozov D.V. ― Cand. Med. Sc., Assistant of the Department of Pediatric Neurology, tel. (843) 273-49-09, e-mail: kiverkot@mail.ru
Morozova E.A. ― D. Med. Sc., Professor of the Department of Pediatric Neurology, tel. (843) 273-49-09, e-mail: ratner@bk.ru
The article contains information of group of 30 children with idiopathic focal epilepsies with benign epileptiform patterns of childhood. The data were compared with control group, homogeneous y gender and age, without any abnormalities on EEG. All children went through video-EEG evaluation with a sleeping episode, neurological status evaluation, MRI evaluation if necessary and neuropsychological evaluation. Epilepsy was verified in accordance with International Anti-epilepsy League criteria. The authors describe comorbid disorders in children with idiopathic focal epilepsies with benign epileptiform patterns of childhood.
Key words: epilepsy, EEG, benign epileptiform patterns of childhood, attention deficit and hyperactivity disorder.
Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства (ДЭПД) ― это специфические изменения на ЭЭГ, характерные для детского возраста и имеющие морфологию пятиточечного трехфазного диполя [1]. ДЭПД ассоциированы с различными коморбидными состояниями, даже при субклиническом их характере[2]. Кроме этого, ДЭПД связаны с идиопатическими фокальными формами эпилепсии, при этом конкретная локализация паттернов ДЭПД определяет форму эпилепсии. Локализация ДЭПД в лобно-центральных областях чаще встречается при роландической эпилепсии, локализация в затылочных областях определяет идиопатическую фокальную эпилепсию с ранним (тип Панайотопулоса) и поздним (тип Гасто) дебютом. Колоссальную роль ДЭПД имеют в развитии эпилептических энцефалопатий с продолженной спайк-волновой активностью медленного сна [3]. В данном случае, даже при отсутствии приступов, диффузное распространение эпилептиформной активности типа ДЭПД приводит к прогрессирующим нарушениям когнитивных функций и поведенческим нарушениям у детей [4]. В процессе работы с детьми мы обратили внимание на частое сочетание жалоб на нарушение поведения и трудности школьной адаптации у детей с идиопатическими фокальными формами эпилепсии и эпилептиформной активностью типа ДЭПД на электроэнцефалограмме. Согласно концепции немецкого детского невролога H. Dose, формирование ДЭПД возникает в результате сочетания отягощенного перинатального анамнеза и генетической предрасположенности, что ведет к формированию врожденного нарушения созревания мозга и формированию ДЭПД. В некоторых случаях ДЭПД являются лишь маркером врожденного нарушения созревания мозга [5], при этом, у другой части детей высокий индекс эпилептиформной активности типа ДЭПД может влиять на прогрессирование когнитивных нарушений, у данной группы детей необходимо применять антиэпилептические препараты даже при отсутствии приступов. В нашей статье нам хотелось бы обратить внимание на коморбидные нарушения характерные для детей с ДЭПД.
Материал и методы
Проведено обследование 30 детей с ДЭПД в возрасте от 6 до 12 лет. Средний возраст детей составил 8±0,1. Контрольная группа состояла из 30 детей того же возраста без эпилептиформных изменений на ЭЭГ. Средний возраст детей в контрольной группе составил 8,4±0,1. В исследовании приняли участие 15 девочек и 15 мальчиков основной группы, в контрольной группе соотношение мальчиков и девочек было таким же. В процессе изучения группы детей применялся клинико-анамнестический метод с подробной оценкой перинатального анамнеза, проводилось 9-часовое видео-ЭЭГ-мониторирование с включением эпизода сна, оценивался неврологический и нейропсихологический статус детей. Для оценки нейропсихологического статуса проводился тест Тулуз ― Пьерона и тест Векслера. Критерием исключения из группы исследования являлись дети с органическим поражением мозга, так как в данной группе появляется дополнительный фактор, способный влиять на поведение и когнитиные функции детей. Кроме этого из исследования были исключены дети с эпилептической энцефалопатией, связанной с продолженной спайк-волновой активностью медленного сна.
В результате исследования была выявлена значительная частота осложнений перинатального периода у детей основной группы. К осложнениям перинатального периода мы относили: токсикоз у матери, анемия, пиелонефрит, сохранение беременности, задержку внутриутробного развития (ЗВУР), низкую оценку по шкале Апгар на первой минуте жизни, наличие хронической фетоплацентарной недостаточности (ХФПН) (табл. 1).
Отмечалось статистически значимое преобладание таких осложнений перинатального периода у детей с ДЭПД как: токсикоз на протяжении беременности, сохранение, ЗВУР, низкая оценка по Шкале Апгар на первой минуте жизни.
Таблица 1.
Осложнения перинатального периода у детей основной группы
Признак | Количество детей с ДЭПД | Количество детей без эпилептиформных аномалий | P | ||
Абс. | % | Абс | % | ||
Токсикоз | 16 | 54,5 | 9 | 29,0 | 0,047 |
Анемия | 6 | 19,4 | 4 | 13,6 | 0,587 |
Пиелонефрит у матери | 3 | 10,0 | 4 | 13,6 | 0,939 |
Сохранение | 18 | 61,3 | 12 | 38,7 | 0,042 |
ЗВУР | 12 | 38, 7 | 5 | 18,2 | 0,022 |
Низкая оценка по шкале Апгар на 1 минуте | 8 | 25,8 | 3 | 10,0 | 0,032 |
ХФПН | 2 | 8,6 | 3 | 10,0 | 0,805 |
При анализе полученного материала было выявлено значительное преобладание жалоб у родителей детей основной группы, относительно родителей детей из контрольной группы. Сравнительная таблица по оценке жалоб родителей обеих групп приведена ниже (табл. 2).
Таблица 2.
Сравнительная характеристика жалоб родителей детей основной и контрольной групп
Характер жалоб | Количество детей с ДЭПД | Количество детей без эпилептиформных аномалий | P | ||
Абс | % | Абс | % | ||
Гиперактивность | 12 | 40 | 3 | 10 | 0,005 |
Нарушение концентрации внимания | 7 | 23,3 | 1 | 3,3 | 0,019 |
Головные боли | 14 | 46,6 | 8 | 26,6 | 0,047 |
Агрессия и другие нарушения поведения | 17 | 56,6 | 5 | 16,6 | 0,027 |
Речевые нарушения | 21 | 70 | 5 | 16,6 | 0,015 |
Энурез | 5 | 16,6 | 4 | 13,3 | 0,748 |
Нарушения сна | 7 | 23,3 | 5 | 16,6 | 0,737 |
Как видно из представленной таблицы, у родителей детей с идиопатической фокальной формой эпилепсии чаще отмечались жалобы на гиперактивность, нарушение концентрации внимания, головные боли, агрессию и другие нарушения поведения, а также на речевые нарушения.
С целью более объективной оценки функции внимания нами применялся тест Тулуз ― Пьерона, который является одним из вариантов корректурной пробы. Результаты теста приведены в таблицах 3, 4.
Таблица 3.
Скорость выполнения теста Тулуз ― Пьерона у детей основной и контрольной групп
Скорость выполнения теста Тулуз ― Пьерона | Дети основной группы | Дети контрольной группы | P | ||
Абс. | % | Абс. | % | ||
Ниже среднего | 12 | 40,0 | 4 | 14,5 | 0,035 |
Средняя и выше среднего | 18 | 60,0 | 26 | 85,5 | 0,035 |
Таблица 4.
Точность выполнения теста Тулуз ― Пьерона у детей основной и контрольной групп
Точность выполнения теста Тулуз ― Пьерона | Дети основной группы | Дети контрольной группы | P | ||
Абс. | % | Абс. | % | ||
Ниже среднего | 16 | 53,3 | 7 | 23,8% | 0,041 |
Средняя и выше среднего | 14 | 46,7 | 23 | 76,2% | 0,041 |
Согласно данным, приведенным в таблице, можно сделать вывод о том, что показатели точности и скорости выполнения теста Тулуз ― Пьрона были достоверно ниже у детей основной группы.
В процессе исследования, в основной группе было выделено 19 (63,3%) детей, которые, согласно критериям МКБ 10, соответствовали диагнозу: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Из 19 детей с СДВГ у 16 (84,2%) отмечались диффузные разряды ДЭПД на ЭЭГ (см. рис.). При этом ни у одного из 11 детей без признаков СДВГ не было отмечено распространения ДЭПД активности на контрлатеральное полушарие.
Рисунок.
Пациент П., 8 лет. Диффузная эпилептиформная активность бодрствования в форме комплексов острая-медленная волна (морфология ДЭПД)
Обсуждение результатов
Изучение особенностей перинатального периода детей с идиопатической фокальной эпилепсией и доброкачественными эпилептиформными паттернами детства подтвердило высокий процент перинатальной отягощенности у данной категории детей. Полученные данные согласуются с теорией Dose, изучавшего влияние ДЭПД комплексов на интеллект и выдвинувшего теорию врожденного нарушения созревания мозга [5]. Согласно данной теории перинатальное поражение мозга у лиц с генетической предрасположенностью вызывает появление ДЭПД комплексов. Согласно полученным результатам у родителей детей основной группы чаще имелись жалобы на нарушение концентрации внимания и гиперактивность, головные боли, речевые нарушения. Высокая частота данных коморбидных состояний подтверждена множеством отечественных и зарубежных авторов [6-8]. Вероятно, врожденное нарушение процессов созревание мозга обуславливает, в том числе незрелость лобных структур мозга, что клинически реализуется речевыми нарушениями и расстройством концентрации внимания. Гиперактивность и импульсивность является, по мнению ряда авторов, следствием нарушения контроля лобной коры за поведением ребенка [9-11]. Головная боль у детей основной группы, согласно нашим наблюдениям, более всего напоминала головные боли напряжения и, вероятно, была связана с повышенной тревогой ребенка, неспособного соответствовать требованиям, предъявляемым к нему со стороны школьных учителей и родителей. Это подтверждает наиболее частый дебют болей в период начала обучения в школе. Влияние диффузного распространения эпилептиформной активности типа ДЭПД на функцию внимания является важнейшим клиническим феноменом. По данным К.Ю. Мухина, диффузное распространение ДЭПД комплексов приводит к нарушению нейрональных связей, вызывая когнитивные и поведенческие нарушения. По мнению автора, распространение ДЭПД активности на противоположное полушарие, является поводом к назначению антиэпилептических препаратов, даже при отсутствии клинически манифестных судорожных приступов [12].
Результаты проведенного исследования подчеркивают необходимость пристального внимания к детям с идиопатической фокальной эпилепсией и ДЭПД активностью на ЭЭГ. К сожалению, большинство врачей концентрируют свое внимание, прежде всего, на борьбу с приступами. При этом недооценивается роль необходимости достижения нормализации электроэнцефалографической картины у пациента. Необходимо еще раз особо подчеркнуть, что даже субклинические ДЭПД паттерны, особенно при диффузном распространении, приводят к нарушениям концентрации внимания, когнитивным и поведенческим нарушениям, что вызывает стойкую дезадаптацию ребенка с формированием невротических расстройств, даже при условии полного контроля приступов. Проведенное исследование подчеркивает необходимость мультидисциплинарной оценки детей с идиопатическими фокальными формами эпилепсии или детей с субклинической эпилептиформной активностью типа ДЭПД с обязательным проведением видео-ЭЭГ мониторинга с включением фрагмента сна, и проведением нейропсихологических тестов.
ЛИТЕРАТУРА
- Мухин К.Ю. Эпилепсия. Атлас электро-клинической диагностики / К.Ю. Мухин, А.С. Петрухин, Л.Ю. Глухова. ― М.: АльваресПаблишинг, 2004. ― 440 с.
- Мухин К.Ю. Эпилептические синдромы. Диагностика и терапия. ― 3-е издание / К.Ю. Мухин, М.Б. Миронов, А.С. Петрухин. ― М.: Системные решения, 2014. ― 376 с.
- Гузева В.И., Гузева О.В., Гузева В.В. Роль видео-ЭЭГ мониторинга в диагностике эпилептических и неэпилептических пароксизмальных состояний у детей // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. ― 2010. ― Т. 2.
- Ноговицын В.Ю. Эпилептиформная активность у детей без эпилепсии: клинико-электроэнцефалографические корреляции / Ю.Е. Нестеровский, Г.Н.Осипова, В.Д. Русакова // Журнал неврологии и психиатрии. ― 2006. ― Т. 106, №6. ― С. 42-46.
- Doose H., Baier W.K. Genetic factors in epilepsies with primary generalized minor seizures // Neuropediatrics. ― 1987. ― Vol. 18. ― Suppl. ― S. 1-64.
- Павлова О.М. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Электроэнцефалографические критерии диагностики) / О.М. Павлова // Казанская наука. ― 2010. ― №5. ― С. 184-187.
- Заваденко Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания с гиперактивностью у детей: автореф. … дис. д-ра мед. наук / Н.Н. Заваденко. ― М.,1998. ― 44 с.
- Зайцев Д.Е. Некоторые особенности психического функционирования детей при формировании доброкачественных эпилептиформных паттернов детства / Д.Е. Зайцев, Н.А. Титов, Е.С. Миронова // Эпилепсия и пароксизмальные состояния. ― 2011. ― Т. 3, №4. ― С. 28-34.
- Cascino G.D. Epilepsy: use of routine and video electroencephalography / G.D. Cascino // Neurol. Clin. ― 2001. ― Vol. 19, №2. ― P. 271-
- Eisner V. Hereditary aspects of epilepsy/ V. Eisner, L.L. Pauli, S. Livingston // Bull Johns Hopkins Hosp. ― 1959. ― Vol. 105. ― P. 245-271.
- Filippini M. Neuropsychological development in children belonging to BECTS spectrum: long-term effect of epileptiform activity / M. Filippini, A. Boni, M. Giannotta et al. // Epilepsy Behav. ― 2013. ― Vol. 28, №3. ― P. 504-511.
- Мухин К.Ю. Эпилептические энцефалопатии и схожие синдромы у детей / К.Ю. Мухин, А.С. Петрухин, А.А. Холин. ― М.: АртСервис Лтд, 2011. ― 680 с.: ил.
REFERENCES
- Mukhin K.Yu., Petrukhin A.S., Glukhova L.Yu. Epilepsiya. Atlas elektro-klinicheskoy diagnostiki [Epilepsy. Atlas of electro-clinical diagnosis]. Moscow: Al’varesPablishing, 2004. 440 p.
- Mukhin K.Yu., Mironov M.B., Petrukhin A.S. Epilepticheskie sindromy. Diagnostika i terapiya. 3-e izdanie [Epileptic syndromes. Diagnosis and therapy. 3rd edition]. Moscow: Sistemnye resheniya, 2014. 376 p.
- Guzeva V.I., Guzeva O.V., Guzeva V.V. The role of video EEG monitoring in the diagnosis of epileptic and non-epileptic paroxysmal conditions in children. Epilepsiya i paroksizmal’nye sostoyaniya, 2010, vol. 2 (in Russ.).
- Nogovitsyn V.Yu., Nesterovskiy Yu.E., Osipova G.N., Rusakova V.D. Epileptiform activity in children without epilepsy: clinical-electroencephalographic correlations. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii, 2006, vol. 106, no. 6, pp. 42-46 (in Russ.).
- Doose H., Baier W.K. Genetic factors in epilepsies with primary generalized minor seizures. Neuropediatrics, 1987, vol. 18, suppl. 1, pp. 1-64.
- Pavlova O.M. Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) Electroencephalographic diagnostic criteria). Kazanskaya nauka, 2010, no. 5, pp. 184-187 (in Russ.).
- Zavadenko N.N. Nevrologicheskie osnovy defitsita vnimaniya s giperaktivnost’yu u detey: avtoref. … dis. d-ra med. nauk [Neurological basis of attention deficit hyperactivity in children. Synopsis of dis. Dr med. sciences]. Moscow,1998. 44 p.
- Zaytsev D.E., Titov N.A., Mironova E.S. Some features of the mental functioning of children in the formation of benign epileptiform patterns of childhood. Epilepsiya i paroksizmal’nye sostoyaniya, 2011, vol. 3, no. 4, pp. 28-34 (in Russ.).
- Cascino G.D. Epilepsy: use of routine and video electroencephalography. Neurol. Clin, 2001, vol. 19, no. 2, pp. 271-287.
- Eisner V., Pauli L.L., Livingston S. Hereditary aspects of epilepsy. Bull Johns Hopkins Hosp, 1959, vol. 105, pp. 245-271.
- Filippini M., Boni A., Giannotta M. et al. Neuropsychological development in children belonging to BECTS spectrum: long-term effect of epileptiform activity. Epilepsy Behav, 2013, vol. 28, no. 3, pp. 504-511.
- Mukhin K.Yu., Petrukhin A.S., Kholin A.A. Epilepticheskie entsefalopatii i skhozhie sindromy u detey [Epileptic encephalopathies and similar syndromes in children]. Moscow: ArtServis Ltd, 2011. 680 p.: il.