Анализ особенностей транспортной травмы детей в зависимости от механизма травмы и оптимизация принципов оказания экстренной помощи
УДК:616-001-053.2-083.98-02:614.86
Ё.Б. ГУЛЯМОВ, Д.А. ЛАТИПОВ, Н.Р. ИШБУРИЕВ, Ё. ЖОЙНАРОВ
Термезский филиал Ташкентской медицинской академии, г. Термез, Узбекистан
Контактная информация:
Латипов Джавдат Ахмедович — заведующий кафедрой анатомии, клинической и патологической анатомии
Адрес: Республика Узбекистан, Сурхандарьинская область, г. Термез, 190100, ул. И.Каримова, 64, тел.: +998-904-10-80-70, e-mail: Princessa91_22@mail.ru
В статье представлен анализ травм у детей, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий, в зависимости от механизма травмы. У детей, находившихся в автомобиле, отмечены преимущественно локальные повреждения ОДА меньшим количеством сочетанных травм. У детей, сбитых автомобилем, отмечались тяжелые полифокальные повреждения ОДА с поражением внутренних органов. Описаны принципы оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи детям с сочетанными травмами, которая улучшает эффективность, адекватность всех лечебно-диагностических мероприятий и квалифицированное их выполнение.
Ключевые слова: транспортная травма, механизм травмы, сочетанная травма, экстренная медицинская помощь.
YO.B. GULYAMOV, D.A. LATIPOV, N.R. ISHBURIEV, YO. JOYNAROV
Termez branch of Tashkent Medical Academy, Termez, Uzbekistan
Analysis of the infant traffic injuries peculiarities of according to the trauma mechanism and optimization of the emergency care principles
Contact details:
Latipov D.A. — Head of the Department of Anatomy, Clinical and Pathology Anatomy
Address: 64 Karimov St., Termez, Surkhandaryimskiy region, Uzbekistan, 190100, tel.: +998-904-10-80-70, e-mail: Princessa91_22@mail.ru
The article analyzes the injuries in children received as a result of traffic accidents, depending on the injury mechanism. For those children, who were in the car, predominantly local injuries of the MSS were noted with a smaller number of associated injuries. For those children, who were hit by a car, severe polyfocal injuries of MSS with damage to internal organs were noted. The principles of providing qualified and specialized emergency medicine to the children with combined injuries are described, that improve the efficiency and adequacy of all treatment-diagnostic measures and their qualified implementation.
Key words: traffic injuries, mechanism of trauma, combined injury, emergency medicine.
В структуре смертности от неестественных причин транспортный травматизм является наиболее социально и экономически значимым и составляет, по данным ВОЗ, 30–40% всей смертности от несчастных случаев. Травмы у детей в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) занимают важное место в данной структуре. Сложность проблемы заключается в высокой доле множественных и тяжелых сочетанных повреждениях центральной, нервной и опорно-двигательной системы, внутренних органов [1, 11]. Прогноз зависит от степени повреждений и своевременности принятых лечебных мероприятий. Обширность травм часто затрудняют диагностический поиск, в связи с чем было проведено исследование зависимости характера транспортной травмы от механизма повреждения, а также выбора оптимальной тактики лечения детей с сочетанными повреждениями после ДТП.
Материал и методы
Исследование проводилось на базе Сурхандарьинского филиала Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи. За 2020 г. в отделение хирургических повреждений детского возраста поступили 112 пострадавших детей c повреждениями после ДТП. Основную часть пострадавших (58,0%) составили дети в возрасте от 12 до 15 лет. На долю младшего школьного возраста (7–11 лет) пришлось 33,9% пострадавших. Дети от 2 до 6 лет составили 8,1% пострадавших. Немаловажное значение в получении множественной и сочетанной травмы имеет не только возраст ребенка, но и его пол: мальчики составили 69,6%, девочки — 30,4%.
По механизму повреждений пациенты были разделены две основные группы:
1) внутриавтомобильные травмы (дети-пассажиры) — 36 (32,1%);
2) сбитые автомобилем — 76 детей (67,9%).
Оценка особенностей транспортных повреждений проводилась по следующим критериям:
1) локализация и обширность повреждений;
2) соотношение изолированной и сочетанной травм;
3) тяжесть повреждения каждой системы в отдельности и всех травм в целом.
Результаты и их обсуждение
В первой группе выявлена следующая локализация повреждений: голова — 28 детей (49,1%), туловище — 6 (10,5%), верхняя конечность — 10 (17,5%), нижняя конечность — 13 (22,8%). Во второй группе: травма головы — 59 детей (49,6%), туловища — 18 (15,1%), верхней конечности — 10 (8,4%), нижней конечности — 32 (26,9%). Вместе с повреждениями головы отмечался высокий процент травм конечностей, особенно нижних.
Проведен анализ обширности повреждений. В первой группе: травма одного сегмента тела отмечена в 20 случаях (55,6%), двух сегментов — в 15 (41,8%), трех — в одном (2,8%) случае. Во второй группе (сбитые автомобилем): травма одного сегмента тела — у 48 детей (63,2%), двух сегментов — у 27 (35,5%), трех — у 1 (1,3%).
Встречалась как изолированная травма различных систем, так и сочетанная. Структура повреждений в первой группе: изолированная костная травма — 8 (7,1%), изолированная черепно-мозговая травма (ЧМТ) — 12 (10,7%), сочетанная костная травма и ЧМТ — 15 (13,4%), костная травма + ЧМТ + травма внутренних органов — 1 (0,9%). Во второй группе: изолированная костная травма — 16 (14,3%), изолированная ЧМТ — 31 (27,7%), изолированная травма внутренних органов — 1 (0,9%) детей, ЧМТ + костная травма — 25 (22,3%), ЧМТ + травма внутренних органов — 1 (0,9%).
Сочетанная травма чаще встречалась у детей, сбитых автомобилем. В структуре патологии у них преобладала ЧМТ. У детей, находившихся в автомобиле, чаще встречалась изолированная костная травма, однако доминировала ЧМТ (табл. 1).
Для оценки тяжести травмы все повреждения были разделены по степени тяжести в зависимости от их значимости в течении травматической болезни, опасности возникновения травматического шока, кровотечения и неврологических осложнений, необходимости проведения экстренных и реконструктивных оперативных вмешательств. По тяжести костной травмы выделены 4 степени: I — переломы без смещения; II — переломы со смещением, оскольчатые переломы, единичные переломы костей таза без смещения, переломы бедра; III — оскольчатые переломы, осложненные, открытые, с повреждением сустава, множественные переломы таза с разрывами лонного симфиза; IV — особо тяжелые множественные переломы.
ЧМТ по тяжести разделена на 3 степени: I — сотрясение головного мозга, II — ушиб головного мозга легкой и средней степени с субарахноидальными кровоизлияниями, III — ушиб головного мозга тяжелой степени со сдавлением головного мозга, внутричерепные гематомы, проникающая ЧМТ. Для травмы внутренних органов выделены 2 степени: I — ушиб, подкапсульная гематома; II — разрыв. Травмы мягких тканей разделены по 3 степеням: 0 — не имеющие клинического значения (гематомы, ссадины), учету не подлежали; I — раны, требующие проведения ПХО; II — обширные, скальпированные, проникающие раны, с дефектом мягких тканей (табл. 2).
В соответствии с вышеизложенным, структура костной травмы в первой группе была следующей: костная травма I — 7 (29,2% костных повреждений в этой группе), костная травма II — 11 (45,8%), костная травма III — 6 (25,0%) детей. Во второй группе: костная травма I — 13 (31,0% повреждений опорно-двигательного аппарата в этой группе), костная травма II — 16 (38,1%), костная травма III — 11 (26,2%), костная травма IV — 1 (2,4%). Во второй группе костная патология была более тяжелой. Структура ЧМТ в первой группе: ЧМТ I — 18 (64,3% ЧМТ в данной группе), ЧМТ II — 9 (32,1%), ЧМТ III — 1 (3,6%); во второй группе: ЧМТ I — 49 (83,1% от ЧМТ во второй группе), ЧМТ II — 7 (11,9%), ЧМТ III — 3 (5,1%). В первой группе отмечена более тяжелая ЧМТ. Структура травмы внутренних органов в первой группе: I степень — 1. Во второй группе: I степень — 3 (75%) травмы, II — 1 (25%).
Травма мягких тканей, требовавшая ПХО, в первой группе отмечена в 32 случаях (из них 12 — II степени), во второй — в 48 (26 травма II степени). Раны, требовавшие ПХО, во второй группе встречались чаще.
При сочетанной травме у детей следует исключить возможные жизнеугрожающие состояния на фоне проведения интенсивной терапии. Диагностика должна проводиться с использованием высокоинформативных и малоинвазивных методов (рентгенография, КТ, эхоэнцефалография, лапароскопия и торакоскопия) [10]. Определение доминирующего очага повреждения способствует рациональному выбору лечебной тактики. Наличие тяжелых травм внутренних органов и/или головы определяет экстренные показания к операциям по устранению повреждений (торакотомия, лапаротомия, трепанация черепа) [10]. Приоритетом оказания специализированной первичной помощи пострадавшим детям при поступлении является раннее начало противошоковых и реанимационных мероприятий [10]. После уточнения диагноза и определения тактики больных оперативное лечение повреждений как внутренних органов, так и опорно-двигательного аппарата были разделены на два этапа:
– на первом этапе выполнялись жизнеспасающие операции: трепанации черепа по поводу эпи- и субдуральных гематом, остановка кровотечения торакотомным или лапаротомным доступом. При интраоперационной стабильной гемодинамике производился одномоментный остеосинтез миниинвазивными методами крупных костей, аппаратами наружной фиксации, прежде всего бедра;
– на втором этапе проводилась интенсивная терапия до полной стабилизации гемодинамических и других показателей гомеостаза, контроль установленных ранее дренажей, через 1–2 суток выполняются необходимые операции на внутренних органах, а через 3–7 суток и позже — малоинвазивный остеосинтез переломов длинных костей [1, 11].
Такая тактика значительно улучшает исходы тяжелых политравм и позволяет сохранять жизнь и здоровье пострадавшим, ранее считавшимся безнадежными.
Таблица 1. Характер повреждений органов и систем при разных механизмах травмы Table 1. Character of injuries of organs and systems under various trauma mechanisms | |||||
№ | Характер травмы | Травма в автомобиле | Сбитые автомобилем | ||
Абс. | % | Абс. | % | ||
1 | Всего | 36 | 32,1% | 76 | 67,9% |
2 | изолированная костная травма | 8 | 7,1% | 16 | 14,3% |
3 | изолированная ЧМТ | 12 | 10,7% | 31 | 27,7% |
4 | изолированная травма внутренних органов | 0 | 0,0% | 1 | 0,9% |
5 | костная травма + ЧМТ | 15 | 13,4% | 25 | 22,3% |
6 | ЧМТ + травма внутренних органов | 0 | 0,0% | 2 | 1,8% |
7 | костная травма + ЧМТ + травма внутренних органов | 1 | 0,9% | 1 | 0,9% |
Таблица 2. Характер отдельных видов травмы Table 2. Character of various types of traumas | ||||||
№ | Степень и вид травмы | Травма в автомобиле | Сбитые автомобилем | |||
Абс. | % | Абс. | % | |||
1 | Всего | 53 | 33,8% | 104 | 66,2% | |
2 | костная травма I ст. | 7 | 29,2% | 13 | 31,0% | |
3 | костная травма II ст. | 11 | 45,8% | 16 | 38,1% | |
4 | костная травма III ст. | 6 | 25,0% | 11 | 26,2% | |
5 | костная травма IV ст. | 0 | 0,0% | 1 | 2,4% | |
6 | ЧМТ I ст. | 18 | 64,3% | 49 | 83,1% | |
7 | ЧМТ II ст. | 9 | 32,1% | 7 | 11,9% | |
8 | ЧМТ III ст. | 1 | 3,6% | 3 | 5,1% | |
9 | травма внутренних органов I ст. | 1 | 100,0% | 3 | 75,0% | |
10 | травма внутренних органов II ст. | 0 | 0,0% | 1 | 25,0% |
Выводы
- Повреждения после дорожно-транспортных происшествий в детском возрасте имели характерные отличия в зависимости от механизма травмы: транспортная травма, полученная внутри автомобиля, характеризовалась высокой частотой краниальных повреждений; у детей, сбитых автомобилем, травма характеризовалась высокой частотой повреждения головы и конечностей.
- При помощи балльной оценки повреждений можно прогнозировать возникновение осложнений травматической болезни. Их процент резко возрастал при балле более трех, что зависело не только от силы удара, но и от обширности повреждений.
- Успешное оказание помощи детям с сочетанной травмой на госпитальном этапе зависит от слаженности работы всех специалистов, правильного распределения обязанностей среди персонала, оказывающего специализированную, высококвалифицированную помощь.
- При интраоперационной стабильной гемодинамике одномоментный малоинвазивный остеосинтез всех поврежденных сегментов и ранняя активизация больных значительно сокращает сроки стационарного лечения.
- Стабильный остеосинтез переломов костей скелета у детей с сочетанной травмой наиболее эффективен в период ранних клинических проявлений (3–7-е сутки после травмы).
- Соблюдение лечебно-диагностического алгоритма позволяет определить правильную последовательность объема, очередности, характер, сроки выполнения лечебно-диагностических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
- Алимова Х.П., Шарипова В.Х. Принципы организации экстренной медицинской помощи детям с сочетанными травмами // Вестник экстренной медицины. — 2017. — Т. XI, № 3. — С. 79.
- Ахундов А.А., Зейналов Ф.А., Мамедов А.А. Лечебная тактика при множественных и сочетанных переломах длинных трубчатых костей // Ортопед. травматол. — 1987. — №9. — С. 9–11.
- Валиев Э.Ю. Оптимизация лечебно-диагностического процесса сочетанных повреждений опорно-двигательного аппарата: автореф. докт. мед. наук. — 2009. — С. 9–11.
- Всемирный доклад о предупреждении дорожно-транспортного травматизма // Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк развития. — 2004.
- Ортикбоев Ж.О., Хакимов Д.П., Рустамов А.А., Ортикбоева Ш.О. Структура травматических повреждений у детей, пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий // Молодой ученый. — 2017. — № 22. — С. 56.
- Зиганшина З.А., Хасибулина А.Ф., Коновалова О.В. Сочетанная травма в хирургии // Успехи современного естествознания. — 2013. — № 9. — С. 78.
- Кешишян Р.А. Детский дорожно-транспортный травматизм (проблемы и пути решения // Вопросы современной педиатрии. — 2009. — № 8. — С. 18.
- Кустова Е.А., Клопов Л.Г., Гаджиева Л.Ш., Шестоперов В.С. Особенности организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в условиях некатегорийного города // Ортопедия и травматология. — 1984. — № 2. — С. 58–61.
- Лебедев В.В., Охотский Б.П., Каншин Н.Н. Неотложная помощь при сочетанных травматических повреждениях. — М.: Медицина, 1980. — 184 с.
- Стариков О.В. Этапное лечение сочетанной и множественной травмы у детей // Педиатрический вестник Южного Урала. — 2013. — № 2.
- Турковский В.Б., Рузанов И.С., Лукьянов В.Ю. Характеристика травматических повреждений, полученных в ходе дорожно-транспортных происшествий у детей // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2007. — № 2.
REFERENCES
- Alimova Kh.P., Sharipova V.Kh. Principles of organizing emergency medical care for children with concomitant injuries. Vestnik ekstrennoy meditsiny, 2017, vol. XI, no. 3, p. 79 (in Russ.).
- Akhundov A.A., Zeynalov F.A., Mamedov A.A. Therapeutic tactics for multiple and combined fractures of long tubular bones. Ortoped. travmatol, 1987, no. 9, pp. 9–11 (in Russ.).
- Valiev E.Yu. Optimizatsiya lechebno-diagnosticheskogo protsessa sochetannykh povrezhdeniy oporno-dvigatel’nogo apparata: avtoref. dis. dokt. med. nauk [Optimization of the therapeutic and diagnostic process of combined injuries of the musculoskeletal system. Synopsis of dis. Dr med. sciences], 2009. Pp. 9–11.
- Vsemirnyy doklad o preduprezhdenii dorozhno-transportnogo travmatizma [World report on road traffic injury prevention]. Vsemirnaya organizatsiya zdravookhraneniya i Vsemirnyy bank razvitiya, 2004.
- Ortikboev Zh.O., Khakimov D.P., Rustamov A.A., Ortikboeva Sh.O. The structure of traumatic injuries in children affected by road traffic accidents. Molodoy uchenyy, 2017, no. 22, p. 56 (in Russ.).
- Ziganshina Z.A., Khasibulina A.F., Konovalova O.V. Combined trauma in surgery. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2013, no. 9, p. 78 (in Russ.).
- Keshishyan R.A. Children’s road traffic injuries (problems and solutions. Voprosy sovremennoy pediatrii, 2009, no. 8, p. 18 (in Russ.).
- Kustova E.A., Klopov L.G., Gadzhieva L.Sh., Shestoperov V.S. Features of the organization of the provision of emergency medical care to victims of road traffic accidents in a non-categorical city. Ortopediya i travmatologiya, 1984, no. 2, pp. 58–61 (in Russ.).
- Lebedev V.V., Okhotskiy B.P., Kanshin N.N. Neotlozhnaya pomoshch’ pri sochetannykh travmaticheskikh povrezhdeniyakh [Emergency care for combined traumatic injuries]. Moscow: Meditsina, 1980. 184 p.
- Starikov O.V. Stage treatment of concomitant and multiple trauma in children. Pediatricheskiy vestnik Yuzhnogo Urala, 2013, no. 2 (in Russ.).
- Turkovskiy V.B., Ruzanov I.S., Luk’yanov V.Yu. Characteristics of traumatic injuries received during road traffic accidents in children. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal, 2007, no. 2 (in Russ.).